|
реющему искусству быть женщиной. Музыка и поэзия нужны были не для того,
чтобы стать профессией. Сафо стремилась с помощью культа Афродиты и Муз
воплотить идеал женской красоты. И в Митилене женщина оживляла городскую жизнь,
давала ей особое очарование своей одеждой, своим вкусом, своим искусством.
Любовь и красота способны сделать человека счастливым. Искусство же делает его
возвышенным и благородным. Так думали эллины.
Стихи Сафо - особый мир, с его страстями и разочарованиями. В них ночь и
звезды, вселяющие печаль, в них шелест листьев и пенье птиц, пробуждающие
радость, в них цветущая красота человеческого тела и волнение любви.
Рассказывают, что Солон, дожив до глубокой старости, услышал однажды от
своего внука ее стихи и попросил еще раз продекламировать их: он не хотел
покинуть этот мир, не заучив песен Сафо. А благодарные митиленцы запечатлели ее
облик на своих монетах.
Ее цитировали крупнейшие поэты и писатели Греции и Рима, долгое время
ощущалось ее влияние и на европейскую литературу, хотя, после того как в XI
веке
строгие и заботившиеся о чистоте нравов византийцы сожгли ее произведения, от
них уцелели лишь небольшие отрывки. Но мысль о том, что красота-это высшая
истина, никогда не покидала умы философов и поэтов. В XX веке Анатоль Франс
признается: "Если б мне пришлось делать выбор между красотой и правдой, я бы
выбрал красоту, потому что в ней больше истины".
Что же касается вечного вопроса о влиянии искусства на нравы общества, то
в древности к единому мнению прийти так и не удалось. Слишком много было перед
глазами примеров того, как в одних и тех же людях благополучно уживались тонкий
вкус и звериная жестокость, вдохновенные творческие порывы и низменные страсти.
В одном лишь греки не сомневались: если высокое искусство и может облагородить
людей (но может и оказаться бессильным!), то дурное искусство наверняка
испортит
их души. (Как показал дальнейший ход событий, искусство действительно
оказывалось способным поднять человека на уровень богов, как это было в эпоху
Возрождения, или низвести его до положения ничтожного, безликого и пассивного
существа.)
В мифах оценку произведениям искусства давали, в конечном счете, боги. При
этом они всегда считались только со своими вкусами и настроениями. Боги
оказывались куда более нетерпимыми, чем смертные. Горе тому, кто посмеет
соперничать, например, с Аполлоном! Мстительный и завистливый бог ревниво
оберегал свой авторитет, и самая мысль о соперничестве с ним казалась
кощунством. Дерзкого ожидала жестокая кара. Так пострадал фригийский сатир
(лесной божок) Марсий.
НАКАЗАННАЯ ДЕРЗОСТЬ
Многому научила людей светлоокая Афина-Паллада, немало тайн открыла она
им. Но даже богиня мудрости не застрахована от оплошности. Изобрела она как-то
музыкальный инструмент - флейту. Стала играть на ней - и вдруг остолбенела: на
блестящей поверхности воды отразилось, как в зеркале, ее обезображенное лицо.
Рассмеялись и боги, увидев ее раздутые щеки. Правда, Афина слыла строгой,
бесстрастной богиней, которой недоступны ни любовные увлечения, ни тщеславные
заботы о красоте (шаловливый Эрот не осмеливался даже подумать о том, чтобы
поразить ее своей коварной стрелой любви). Но все-таки она была женщиной и не
могла допустить, чтобы флейта искажала ее прекрасные черты. В ярости швырнула
она ее на землю и произнесла над ней проклятье: "Пусть горько поплатится тот,
кто поднимет этот инструмент!"
В далекой Фригии, в Малой Азии, посреди пустынного поля, и нашел его
Марсий. И в его руках простая дудочка зазвучала так, что все заслушались.
Вскружилась у сатира голова от похвал, возгордился он, осмелел. И вызвал на
состязание самого Аполлона, а арбитрами пригласил Муз. Несчастный, он наивно
думал, будто можно соревноваться со всемогущим богом, да еще рассчитывать на
объективность судей, находившихся под началом у олимпийца. Он забыл, что (как
заметил Геродот) "божество не терпит, чтобы кто-нибудь, кроме него самого, мнил
высоко о себе".
И вот явился златовласый Мусагет, в пышной одежде, с лирой в руках. Каким
жалким и ничтожным выглядел рядом с ним грубый, заросший щетиной лесной дикарь
Марсий! Стали насмехаться над ним Музы, но сатира смутить не удалось.
"Что с того, что
|
|