|
ки,
почему не чувствует он ее дыхания? Может быть, отстала она на этом трудном
пути?
Остановился Орфей. Нет - не слышно ничего. И тогда не выдержал влюбленный певец.
У самой границы, где кончался мрак, обернулся и...
"О Орфей, - прошептала бесплотная тень, - твое безрассудство погубило нас!
Зовет меня обратно беспощадный рок. Прощай, великая ночь охватывает меня и
уносит с собой".
И исчезла, будто дым, рассеявшийся в воздухе.
Застыл окаменевший от горя Орфей. Потом очнулся, медленно спустился в
пещеру и вновь попробовал уговорить Харона. Но тщетно! Семь дней и ночей плакал
он на берегу подземной реки, сетуя на свою судьбу. А когда поднялся к людям,
никто не видел больше улыбки на его лице, не слышал радостных песен. До конца
дней остался одиноким певец печали, уединившийся в лесах среди птиц и зверей,
которым он поверял свою тоску.
Так прошли четыре томительных года. И ни разу не дрогнуло сердце Орфея при
виде женщины. По-прежнему хранил он верность Эвридике и все чаще, словно
угадывая волю рока, думал о том, как они встретятся и соединятся навеки там, в
безмолвном мире теней.
Ждать пришлось недолго. Наступила весна, и громкие возгласы, смех
взбудоражили горы: начинался веселый, буйный праздник Диониса (Вакха), бога
растительности. Праздник действительно был веселым - его участники перепивались
до такой степени, что утрачивали не только способность что-либо соображать, но
и
вообще всякое представление о стыде и приличиях. Наиболее разнузданными в
оргиях
оказывались спутницы Вакха - вакханки.
Власы раскинув по плечам,
Венчаны гроздьем, обнажены,
Бегут вакханки по горам.
Все ближе и ближе голоса неистовых поклонниц Диониса. Наконец выбежали они
на поляну, где сидел Орфей, увидали его и гневно закричали: "Вот он,
ненавистник
женщин!"
Говорят, правда, что ярость в их помутившийся ум вложил сам Дионис,
рассерженный тем, что певец пренебрег его культом и стал служить Аполлону.
Окружили вакханки Орфея и стали забрасывать его камнями. Но камни,
покорные его лире, падали у ног певца. Все громче звучали флейты и гремели
тимпаны, пока, наконец, шум и крик не заглушили голос Орфея. И упал он,
пронзенный жезлом.
Набросились на него обезумевшие вакханки, окровавленными руками разорвали
его тело и бросили его голову в реку, которая понесла ее к морю. А вослед плыла,
тихо качаясь на волнах, его волшебная лира.
Заплакали тогда деревья, цветы и скалы, и вторили им звери я птицы. Река
стала полноводной от слез. Нимфы и дриады облачились в темные одежды.
Наконец приняли голову Орфея морские волны и осторожно понесли ее дальше.
Лира же его плыла в открытом море, пока не оказалась у берегов Лесбоса. С тех
пор славится этот остров своими песнями, и многих известных поэтов подарил он
миру. Но боги не захотели, чтобы лира великого певца оставалась на земле, и
поместили ее на небе. Там, среди других созвездий, и поныне сияет созвездие
Лиры
с ослепительной звездой Вегой.
А Орфей? Разве можно говорить, что он умер? Он, которого считали творцом
музыки. Он, чье имя вдохновляло поколения музыкантов, поэтов, художников. Когда
на рубеже XVI-XVII веков в Европе появится опера (ее будут сначала называть
музыкальной драмой), миф об Орфее станет самым излюбленным ее сюжетом.
"Эвридика". Опера с прологом.
Музыка Пери. Текст Ринуччини.
Таково название одной из первых (дошедших до нас) опер в мировой истории.
Она была показана в 1600 году во Флоренции.
Через семь лет жители Мантуи услышали оперу прославленного Монтеверди
"Орфей".
А еще через полтора века голос Орфея зазвучит со сцены венского театра и
обессмертит имя создателя оперы, арии из которой и поныне входят в репертуар
певцов. Этого композитора - великого реформатора оперного искусства - звали
Кристофер-Виллибальд Глюк, "Кавалер Глюк"...
А остров Лесбос по праву мог гордиться своими поэтами - потомками и
наследниками Орфея. Первое место среди них греки отдали крупнейшей поэтессе
древности - Сафо. Как писал философ Платон:
Девять считается Муз, но их больше - ведь Музою стала
И лесбиянка Сафо. С нею их десять теперь.
Она жила в конце VII - начале VI века до нашей эры, и слава ее гремела по
всему тогдашнему культурному миру. Ее считали загадкой, чудом, и имя ее окутано
легендой.
Из Греции, Малой Азии, с островов Эгейского моря стекались к ней в
Митилену девушки. Ее жилище называли "домом служительниц Муз" (позднее его
назовут более кратко - "Музей"). В этой своеобразной общине девушки обучались
игре на лире, стихосложению, танцам, а более всего - сложному и никогда не
ст
|
|