Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: Арский Ф. - В стране мифов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 82
 <<-
 
зишь?
Зевс всполошился. Он вспомнил, что однажды уже нашелся смельчак, поправший 
установленные им законы. Искуснейший врач Асклепий (римляне называли его 
Эскулапом) раскрыл тайны болезней и на учился не только исцелять больных, но 
даже воскрешать мертвых. Учителями его были отец-Аполлон и мудрый кентавр 
(получеловек-полуконь) Хирон.
Пришлось Зевсу вмешаться и убить Асклепия молнией.
С Сизифом же можно было поступить проще - он был всего-навсего сыном бога 
ветров, который всегда честно дул туда, куда ему прикажут.
По распоряжению Зевса бог войны Apec освободил Таната из оков, и тот, 
истосковавшийся по любимой работе, тут же отвел душу Сизифа в царство мертвых.
И все-таки титан сражался до последнего. В конце концов, можно еще 
проверить справедливость избитой истины, что "двум смертям не бывать"! И он 
вступил в деловые переговоры с Плутоном.
Мрачный владыка был недоволен: душа грешника налицо, а тело осталось 
непогребенным, похоронных жертв никто не приносит.
Где же выход? Сизиф предложил самое простое решение: отпустить его на 
Землю, чтоб он отдал необходимые распоряжения своей супруге. Плутон согласился 
- 
и, естественно, был обманут. Пришлось вторично отправлять Таната, который на 
сей 
раз оказался на высоте и без помех доставил беспокойную душу Сизифа в Тартар.
В памяти потомков Сизифу не повезло: он воплощал в себе коварство и, даже 
принося благо людям, действовал, так сказать, незаконными методами - хитростью 
и 
обманом. Асклепий же со временем стал почитаться как бог врачевания, ему 
возводили храмы, приносили жертвы, крупнейшие медики античности считали себя 
его 
учениками и продолжателями.
Уже во времена Гомера врачи пользовались всеобщим уважением. В "Илиаде" 
они умеют не только дезинфицировать и перевязывать раны, прикладывать компрессы,
 
но даже производить операции. Свое отношение к ним поэт выразил довольно 
категорично:

Стоит многих людей один
врачеватель искусный:
Вырежет он и стрелу и рану
присыплет лекарством.

Лекарство людям, считали греки, дал титан Прометей. В трагедии Эсхила 
"Прикованный Прометен" он признается:

Скажу о самом важном: до меня
Не знали люди ни целящих мазей,
Ни снедей, ни питья и погибали
За недостатком помощи врачебной
Я научил их смешивать лекарства,
Чтоб ими все болезни отражать.

Научили же пользоваться лекарствами боги- Аполлон, Асклепий и его дочери - 
Гигиея (Здоровье) и Панацея (Всецелительница). И хотя масса предрассудков 
мешала 
исцелению больных (еще в IV веке до нашей эры в Греции было запрещено, например,
 
анатомировать человеческое тело), все же греческие врачи достигли многого, а 
живший в V веке до нашей эры Гиппократ и ныне считается основателем научной 
медицины. Ему, между прочим, приписывают текст клятвы, которую давали врачи, 
приобщавшиеся к своей нелегкой профессии:
"Клянусь Аполлоном, Асклепием, Гигиеей и Панацеей исполнять честно, 
соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное 
обязательство:
...Я направлю режим больных к их выгоде, воздерживаясь от причинения им 
всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути 
для подобного замысла.
Честно и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.
В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек 
от всего намеренного, неправедного и пагубного...
Что бы при лечении я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из 
того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные 
вещи 
тайной".
Этот настоящий нравственный кодекс пережил тысячелетия. В 1948 году на 
собрании Всемирной ассоциации врачей в Женеве была принята так называемая 
"Женевская клятва", которую врачи произносят перед своими коллегами. В ней - те 

же слова о совести, долге, достоинстве и гуманности, которые впервые были 
произнесены 2400 лет назад, когда человек осмелился вмешаться в ту область, 
которая оставалась недоступной даже пониманию олимпийцев.
И мифы о Сизифе и Асклепий приобретают особый смысл. Перед нами - пусть 
неудавшаяся, но все же героическая попытка преодолеть смерть, отнять у богов 
право распоряжаться жизнью людей. Это значит, что люди достигли такого уровня 
знания, что не только усомнились в безусловной правильности порядка, 
установленного свыше, но и постепенно начинали верить в возможность изменить 
этот порядок. Дальнейшее развитие науки, и 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 82
 <<-