|
евушку в том, что та изобразила богов без должного
почтения, разорвала ткань, а саму мастерицу превратила в паука, великодушно
предоставив ей и ее потомству возможность вечно ткать и вечно висеть в паутине.
Столь своеобразное понимание справедливости не помешало, однако, Афине
считаться стражем порядка на Земле. Она дала людям законы, ввела для них суды и
народные собрания, следила за честным ведением военных действий. Сама грозная
воительница, она победила гиганта Палланта (за это ее стали называть Палладой)
и
обтянула его кожей свой щит, на котором позднее укрепила отрубленную голову
Медузы Горгоны. Афина приходила на помощь и могучим героям - Ахиллу, Одиссею,
Гераклу, Персею, и выдающимся мастерам - художникам, и ремесленникам, и мудрым
правителям.
Строгая, целомудренная, мужественная Афина не отличалась особым
очарованием. Все признавали, что она прекрасна (некрасивых богинь у греков не
было!), но настолько холодна и рассудительна, что способна остудить самые
пылкие
чувства.
Может быть, поэтому Афина так деятельно занималась именно мужскими делами
- войной, управлением, ремеслом.
Мифы об Афине отражают определенную ступень в сознании древних людей, уже
не только овладевших рядом профессий и освоивших важнейшие изобретения, но и
сумевших оценить их значение. Естественно и то, что зачатки государственной
организации, установление более или мене твердых общественных порядков
расценивались как дар богов, пытавшихся объединить людей, привести их к
согласию. Сама идея государственной власти рассматривалась как нечто
необходимое, абсолютно справедливое и полезное. Показательно и то, что Афина
совершенно не похожа на прежних богов, олицетворявших дикие, стихийные силы.
Она
довольно мало связана с природой и почти целиком переключилась на дела
человеческие, став их высшим судьей.
К ней обращались за консультацией и мифические герои, и даже боги. К ее
советам прислушивался сам Зевс, разрешавший ей спорить с ним. Что же касается
смертных, то они безропотно отдавали себя на ее милость, а наиболее находчивые
прикрывались ее авторитетом.
Уже в VII веке до нашей эры на афинском акрополе (так называли кремль,
расположенный обычно на холме, в древнегреческих городах) существовал храм
Афины, в котором стояла ее деревянная статуя, якобы упавшая с неба. О ней, как
о
покровительнице растущего у подножия акрополя города, говорил в своих стихах
правитель Солон:
Город наш волею Зевса уже никогда не погибнет,
И благосклонны к нему боги пребудут всегда,
Ибо защитница, славная духом Афина Паллада,
Зевса державная дочь, руки простерла над ним.
А сменивший Солона тиран Писистрат скромно признавался, что богиня
оказывает ему личное покровительство, а потому сомнений насчет законности его
пребывания у власти быть не должно. Афиняне, тем не менее, все-таки усомнились
и
решили испытать судьбу: они просто изгнали властолюбца. И обошлось. Никаких
указаний свыше не последовало. Но Писистрат оказался изобретательным политиком.
Он вторично вступил в город-на сей раз... в присутствии самой богини. Найдя
красивую высокую женщину, он обрядил ее в военную одежду, дал в руки оружие,
поставил на колесницу и двинулся в путь, послав вперед глашатаев, с трепетом
возглашавших: "Афиняне, примите с добрым чувством Писистрата: сама Афина
почтила
его больше всех людей и теперь возвращает в свой акрополь!"
Добропорядочные жители города поверили, и пропагандистский трюк увенчался
успехом. Но, видно, богиня строже относилась к Писистрату и не очень-то
поддерживала его. Во всяком случае, в течение 32 лет его правления трижды ему
приходилось бежать из города, а из его наследников, усердно клявшихся в любви к
Афине, одного граждане изгнали, а другого убили. Совершенно очевидно, что
богиня
мудрости явно не признавала тирании и предпочитала более справедливое
государственное устройство - демократию. Правда, эта демократия благополучно
сочеталась с рабством, но афиняне не мыслили себе иного общества, кроме
рабовладельческого. И хотя еще Гомер писал, что рабство убивает все лучшее, что
есть в человеке, афиняне все же были твердо убеждены в том, что раба,
собственно
говоря, и не следует считать человеком. Поэтому демократия (что значит
"народное
правление") для греков означала правление избранных, то есть тех, кто достоин
именоваться гражданином. Этого гордого звания лишены были, между прочим,
чужеземцы и даже те, кто родился, например, от
|
|