|
тся к чужестранцам.
Таким казалось в гомеровскую эпоху идеальное государство, царство веселья
и мудрости, где жизнь полна блаженства. По существу, это изолированное
аристократическое государство, сохранившее патриархальные порядки и обычаи,
которых не коснулось время.
Позднее представления о наилучшем государственном устройстве менялись -
под влиянием различных философских учений, а главным образом благодаря
накапливавшемуся историческому опыту. Однако воспоминания о золотом веке
оказались весьма живучи - и не только в литературных произведениях. Ежегодно
греки, а затем и римляне ликовали на празднике, посвященном богу Крону, с
именем
которого связывали эту далекую и блаженную пору. Кронии (в Риме их называли
Сатурналии, так как греческий Крон у римлян именовался Сатурном) отмечались
необыкновенно пышно. Царило всеобщее необузданное веселье, дни проходили в
играх
и пирах, все делали друг другу подарки. Но самое удивительное то, что все
установившиеся порядки переворачивались вверх ногами. В Риме, например, в
течение недели (с 17 до 24 декабря) приостанавливались все общественные дела,
прекращалось судопроизводство, школьники освобождались от наказаний. За столом
рабы сидели вместе с хозяевами, могли напиваться, насмехаться над ними; и никто
не мог упрекнуть их за то, за что в иное время их избили бы палками или бросили
в тюрьму. Но мало того, что рабам давали свободу слова, господа еще обязаны
были
прислуживать им и терпеливо сносить все унижения, обычно выпадающие на долю
слуг. Справедливость торжествовала. Правда, лишь на короткий срок. А потом
наступало горькое похмелье. Возвращение к "золотому веку" выглядело как злая
пародия. Стоило ли становиться калифом на час, чтобы через неделю еще горше
ощутить свое подневольное положение!
И смельчаки искали другой выход. Если уже идти вспять, то бесповоротно.
Если уничтожать сословия и неравенство, то навсегда. И вот появляется роман-
утопия греческого писателя Ямбула, жившего в III-II веках до нашей эры, о
путешествии в сказочную страну-"Государство Солнца". Там царят нравы "золотого
века"; нет угнетения и раздоров, имущество - общее, детей воспитывает весь
коллектив свободных и равноправных граждан, которыми руководят старейшины.
Жители объединяются в роды и союзы, по очереди выполняют различные работы в
ремесле, сельском хозяйстве, обслуживании и управлении. Главным божеством
является Солнце, и вся страна - его собственность. В это идеальное царство нет
доступа посторонним, и автор с грустью сознается, что ему и его спутникам не
разрешили поселиться на острове из-за испорченности их нравов.
Роман был, конечно, чисто утопическим, но в нем- в который уже раз в
истории! - вновь возникал роковой вопрос: что было раньше - яйцо или курица?
Сначала идеальное общество, а потом воспитанные им образцовые граждане или
сначала добродетельные мужи, которые - в соответствии со своей чистотой и
добропорядочностью - создадут это общество? Сколько было примеров того, как те
или иные реформы и законы - пусть самые совершенные - искажались, уродовались,
развенчивались людьми, взявшимися за их осуществление, но явно не подходящими к
этой роли!
И все-таки роман не прошел бесследно. Государство Солнца действительно
было создано. Его назвали в честь бога Гелиоса-Гелиополис, а жители именовали
себя гелиополитами. Это случилось в 133 году до нашей эры в Пергамском царстве.
Неожиданно скончавшийся царь Аттал III был сказочно богат и невероятно
своенравен. Видимо, Гелиос потерял всякое терпение, наблюдая за проделками
этого
деспота, и решил вмешаться. Вопреки обычному долголетию пергамских правителей,
Аттал царствовал всего пять лет и умер от... солнечного удара. Но и после
смерти
он все-таки сумел насолить всем: в своем завещании передал цветущее царство и
огромные сокровища не своим законным наследникам, а Римской державе.
И тогда его сводный брат Аристоник поднял восстание возглавив рабов и
свободных, и попытался, разгромив римлян, учредить Солнечное царство. Отчаянная
трехлетняя борьба закончилась поражением восставших и гибелью их вождя. Но
авторитет Гелиоса отнюдь не был поколеблен. На много веков он остался в памяти
как бог обиженных и угнетенных, поборник справедливости. Идея же Солнечного
царства через 1700 лет проникла сквозь тюремные затворы неаполитанской тюрьмы и
вдохновила ее узника на создание смелого утопического проекта будущего общества,
основанного на коммунистических принципах. Имя его высечено на обелиске,
сооруженном у кремлевской стены, среди тех, чьи труды подготовили теорию
научного коммунизма. Его звали Томмазо Кампанелла. Он был автором всемирно
известного "Государства Солнца".
КОГДА РАСКАЛЫВАЕТСЯ ГОЛОВА
Всякому терпению есть предел. Даже божественному. И хотя боги избавили
себя от болезней, предоставив эту привилегию смертным, все же им нередко
приходилось страдать-из-за оскорбленного самолюбия, нравственных терзаний, а то
и просто от обычной боли. Все было как у людей, только в гигантских масштабах.
И
если бог получал рану, как это случилось с Аресом, которого поразил греческий
герой Диомед, сражавшийся под Троей, то и муки его были
|
|