|
о угождавшим ее вкусам и требованиям. В одной из трагедий
Софокла пастухи говорят о своих стадах:
Да, мы их господа, и мы же их рабы;
Хотя они молчат, но мы покорны им.
Античные историки не раз обращали внимание на то, что честолюбцы,
пробравшиеся к власти, заигрывают с народом, демагогически обещают ему
немедленное исполнение всех его требований и уничтожение всех бед. Плутарх
заметил, что "государственные мужи, жаждущие славы, - слуги толпы и только по
имени ее правители".
Так, может быть, и вовсе пренебречь мнением сограждан? Как в той же
Спарте, например? Избранные управляли городом, не тратя времени на бесплодные
дискуссии. Они требовали лишь одного - беспрекословного повиновения. Как писал
Плутарх, главной силой, которой держится государство, они считали страх, ибо
"больше всего толпа почитает тех, кого боится". И среди многих храмов,
воздвигнутых в Спарте, был один, которым особенно гордились, - храм,
посвященный
Страху.
У философов же эта несокрушимая идея, которая позднее нашла ретивых
защитников во многих странах, не вызывала восторга. Страх калечит людей,
утверждали они, - и тех, кто его испытывает, и тех кто его внушает. Значит,
нужны другие методы для идеального государства.
Один из крупнейших мыслителей древности, Платон, предлагает проект
общества, основанного на добродетели, то есть справедливости. Как и многие его
современники, Платон высказывал недовольство афинской демократией, недостатки
которой со временем становились все ощутимей. По мнению Платона, демократия
разрушила единство и порядок в государстве, расколола его на враждующие классы
и
партии, завидующие друг другу. А "неумеренная свобода демоса" привела к тому,
что на каждом шагу нарушаются законы, люди не уважают ни себя, ни
правительство;
даже собаки, лошади и ослы, преисполненные свободы, отказываются повиноваться
человеку. О рабах и говорить нечего: распущенные и дерзкие, они вообще себя
ведут, как свободные граждане.
Все необходимо решительно изменить. В двух своих сочинениях -
"Государство" и "Законы" - Платон разрабатывает схему идеального общественного
устройства. Граждане делятся на три класса, которые непреодолимой пропастью
отделены от рабов: "Ведь рабы никогда не станут друзьями господ, так же как
люди
негодные не станут друзьями людей порядочных, даже если будут занимать
должности, пользующиеся одинаковым почетом". В этом, между прочим, Платон не
оригинален. Мысль о том, что рабы не люди, а просто говорящие орудия, вещи,
господствовала в тогдашней общественной психологии, я лишь единицы осмеливались
утверждать, что от рождения все люди одинаковы и рабом человека делает лишь
несчастное стечение обстоятельств.
Самый многочисленный слой граждан, по Платону, - ремесленники (к которым
относятся также торговцы и земледельцы). Они кормят все общество и
удовлетворяют
насущные потребности страны. Главная их добродетель - обуздание своих страстей,
умеренность и ограничение желаний. Специальные чиновники следят за их мыслями и
поступками.
Но государство нуждается, кроме пищи, одежды и т. п., еще и в защите. Эту
роль выполняют стражи. Поставлены они в особые условия: ничто не должно
отвлекать их от строгих и священных обязанностей. "Все общее среди друзей", -
пишет Платон и лишает их права иметь собственность, обзаводиться семьей.
Наконец, высший класс - правители-философы. Эти мудрецы ничего общего не
имеют со столь ненавистными Платону руководителями афинской демократии. Не
дешевая популярность или воинские заслуги приводят философов к власти, а долгие
годы занятий науками. Только тот, кто образован и умен, имеет право управлять
людьми. И "пока не будут философы царствовать или цари искренне философствовать,
пока государственная сила и философия не совпадут в одно, дотоле человеческий
род не дождется конца злу".
Правители учат народ, заботятся о его благе- независимо от того, хочет он
этого или нет, ибо народ-дитя, неспособный понимать истину. Философы не обязаны
убеждать кого-либо в справедливости своих решений. Они непогрешимы и
бесконтрольны, заранее все могут предусмотреть и не нуждаются в советчиках. Их
мудрость гарантирует всеобщее благо.
Государственное устройство Платона напоминает кое-чем аристократическую
спартанскую "общину равных". Да и сам философ обращался к истории, чтобы
подкрепить свою правоту. В диалогах "Тимей" и "Критий" он подробно рассказывает
о древнейшем, пре-афинском государстве, якобы существовавшем 9 тысяч лет назад,
в эпоху величайшего расцвета его родины. Там жили люди, "прославленные красотой
тела и различными доблестями". Они раздел
|
|