Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: Арский Ф. - В стране мифов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 82
 <<-
 
рывать. Что там хранилось, никто 
не знал: известно было лишь, что поднять его крышку - значило принести 
несчастье.
Пандору, естественно, это не остановило. Она открыла сосуд и... Разлетелись 
по свету беды, заботы, болезни. Неслышно блуждают они с тех пор по земле, 
незаметно подкрадываются к людям: Зевс лишил их голоса, чтобы никто не смог 
избежать того, что ему предназначено.
А на дне сосуда, который торопливо закрыла Пандора, осталась лишь не 
успевшая вылететь Надежда. Ее дарить смертным Зевс не собирался.
И все-таки греки надеялись. На что? На то, на что надеется каждое 
поколение, когда понимает, чего оно хочет и чего не может осуществить, - на 
будущее. Как оно выглядело, это грядущее светлое царство, о котором мечтали 
древние?
Над проектами идеального государства ломало голову немало античных 
философов. Многое не устраивало их в современной им действительности: люди злы, 

корыстны, несправедливы; их интересы сталкиваются, и это приводит ко лжи, 
насилию, кровавой борьбе. Как образумить их? Где тот корень зла, который надо 
вырвать, чтобы установить согласие между гражданами?
И философы действительно смотрели в корень. Они не очень-то верили, что 
человек испорчен по своей природе. Пифагор, например, считал, что люди получили 

от богов две блаженные способности: говорить правду и творить добро. Тем не 
менее, редко кто делает и то и другое. Причина? Корысть. Зависть. Стремление к 
богатству.

Бог-слепец. Богатство-Плутос,
Лучше б нам тебя не видеть -
Все несчастья от тебя, -

писал античный поэт. Даже в мифах рассказывалось о том, как суровый 
Геракл, очутившись на Олимпе, не захотел беседовать с Плутосом: "Его я 
невзлюбил 
еще на Земле, увидев, как он дружен с дурными людьми". А Гераклит из Эфеса, 
весьма мрачно смотревший на мир и получивший прозвище "Плачущий философ", под 
конец жизни покинул родной город, разочаровавшись в согражданах. На прощанье же 

он пожелал им: "Да не покинет вас богатство, эфесцы, чтобы вы осрамились из-за 
своей подлости!"
Устами героя одной из своих трагедий Софокл говорит, что

Деньги - зло
Великое для смертных. Из-за денег
Обречены на гибель города,
И отчий кров изгнанник покидает;
И, развратив невинные сердца,
Деяниям постыдным учат деньги,
И помыслам коварным, и нечестью.

Это место приводит К. Маркс в первом томе "Капитала" как иллюстрацию того, 
что "античное общество поносит деньги как монету, на которую разменивается весь 

экономический и моральный уклад его жизни".
Во многих греческих городах-особенно таких, как Спарта, осуждали роскошь и 
праздность, потому что они делают людей изнеженными, ленивыми и... тупыми. Но 
мудрецы смотрели глубже. Они видели опасность в том, что богатство разделяет 
людей, уничтожает их достоинство, свободу, честность, порождает неравенство. 
Потому так часто в греческой истории ставили в пример политиков и полководцев, 
славившихся своим бескорыстием, а значит - неподкупностью и справедливостью: 
фиванца Эпаминонда, афинян Аристида, Эфиальта, Фокиона.
Полководцу Фокиону однажды Александр Македонский прислал в дар огромную 
сумму денег. "Почему он мне дает эти деньги?" - спросил афинский вождь. "Потому,
 
- ответили ему, - что тебя единственного из афинян царь считает достойным 
человеком". Фокион оказался на высоте: "Так пусть же он позволит мне таким и 
остаться".
А правитель Эфиальт не принял дорогого подарка от друзей, сразив их 
неопровержимым доводом: "Это заставит меня в угоду вам подчас жертвовать 
законом, или же я стану в ваших глазах неблагодарным".
Итак, истинный корень зла - богатство, собственность. Следовательно, чтобы 
сделать людей равными и свободными, не зависящими друг от друга, не 
опасающимися 
говорить истину, надо уничтожить богатство. Точнее- иначе распределить его. Но 
кто будет заниматься этим? Кому же люди станут подчиняться? На этот счет 
единодушия среди древних ученых не было. Одни отстаивали демократическое 
устройство и утверждали, подобно философу Демокриту, что даже "бедность при 
демократии настолько же пред- почтительнее так называемого благополучия граждан 

при царях, насколько свобода лучше рабства".
Другие, разочаровавшись в народе, презрительно относились к толпе и 
руководителям, послуш
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 82
 <<-