|
ние под землю.
Наступил медный век: третье поколение олимпиец создал из древка своего
копья. Но ничего хорошего все равно не получилось. Медные люди признавали лишь
один культ-культ силы. Доводы рассудка достаточно убедительно заменял кулак.
Война стала их основным занятием. Гигантского роста, наделенные огромной силой,
жестокие и упрямые, они не могли придумать ничего лучшего, как поголовно
истребить друг друга.
Но Зевс был неутомим и создал четвертое поколение. Оно принципиально
отличалось от прежних - то были герои, в чьих жилах текла божественная кровь.
Эти полубоги тоже были могучими и смелыми, но к тому же они научились уважать
справедливость и человеческое достоинство. Правда, вскоре выяснилось, что одни
и
те же поступки люди оценивают по-разному, и в бесплодных спорах почему-то никак
не рождается истина. Пришлось защищать эту истину с оружием в руках. И герои
столь отчаянно боролись за правду, что, в конце концов, не осталось на земле ни
одного полубога. Одни погибли в грандиозном сражении под Фивами, причина
которого была чрезвычайно убедительна: два брата, управлявших городом,
царствовали поочередно, и в правление одного второй обязан был отправляться в
изгнание. Достаточно было однажды нарушить этот закон, чтобы разгорелась война.
Другие пали у стен Трои во имя того, чтобы вернуть спартанскому царю
Менелаю его легкомысленную супругу, которая предпочла солидному, уважаемому
правителю юного красавца Париса.
Так или иначе, непримиримые идейные противники, сведя счеты с жизнью,
отправились в подземное царство, правда, не туда, куда попадали обычные
смертные, а в особый уголок, специально отведенный для праведников, - на Остров
блаженных.
И вот наступил последний, железный век. Пришло поколение обычных,
маленьких, беззащитных людей, задавленных заботами о хлебе насущном, изнуренных
тяжким трудом. Именно о них - своих современниках - поведал нам живший в VIII
столетии до нашей эры Гесиод, подробно пересказавший поучительный миф о пяти
веках в поэме "Труды и дни".
Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.
Чем может похвастаться железный век? Тем, что в мире зло побеждает добро?
Что скромность и честность отступают перед богатством и ложью? Что люди
завидуют
друг другу и чинят насилия? Что богини Совесть и Правосудие покинули землю,
лишив ее обитателей защиты от бед и несправедливости?
Гесиод, правда, не теряет надежды - ведь все зависит от богов. Не зря же
30 тысяч соглядатаев регулярно сообщают Зевсу обо всех земных делах. И если он
до сих пор ничего не предпринимает, то ему виднее: значит, так надо. И люди
должны покорно ждать своей судьбы - не им судить о действиях верховного
владыки!
Прямо скажем, подобный оптимизм держится на довольно шатком основании. В
особенности если вспомнить еще один миф, который отнюдь не вселяет уверенности
в
добрых намерениях олимпийцев.
Оказывается, Зевс уже с давних пор ревниво заботится о смертных. Для их же
блага он старался, чтобы они были лишены разума (мифы не допускают мысли, что
Зевс при этом, пожалуй, больше беспокоился о себе!). Для их же пользы он
спрятал
под землей источник жизни - пищу, тем самым, заставив людей трудиться в поте
лица.
Но нашелся смельчак, который восстал против подобной политики. Титан
Прометей украл из кузницы Гефеста божественный огонь и подарил его людям. Он
обучил их искусствам, ремеслам и радовался тому, что они стали умнее, а жизнь
их
- счастливее. Единственное, что осталось им недоступным, - это искусство
управления государством, тайна, которую Зевс тщательно скрывал (а может быть,
просто считал, что его уроки не пойдут впрок). И хотя нет сведений о дискуссиях
между Зевсом и Прометеем на политические темы, ясно, что деятельность титана
возмущала олимпийца: ему пытались внушить чудовищную мысль, что не смертные
существуют для блага владык, а наоборот.
И разгневанный царь богов отомстил людям. По его приказу Гефест вылепил из
глины прекрасную девушку, Афродита дала ей неотразимую прелесть, Афина одела ее
в изысканные одежды, научила тканью и прядению, Гермес наделил ее лживой душой
и
научил льстивым, коварным речам. В общем, каждый бог внес свой посильный вклад
в
создание существа, которое должно было принести несчастье всему человечеству.
Назвали эту девушку Пандорой (то есть "Наделенной всеми дарами") и выдали замуж
за брата Прометея - глупого и доверчивого титана, прятавшего в своем доме
таинственный сосуд, который запрещено было от
|
|