|
рещалось даже путешествовать - во избежание
соблазнов:
ни один гражданин не должен был и мысли допустить, что где-то, у кого-то,
что-то
может быть лучше и достойно подражания. Вольнолюбивые и вольнодумствующие
афиняне, склонные во всем сомневаться и все критиковать, не могли понять,
почему
боги дали спартанцам такое государственное устройство, которое, как утверждал
оракул, является наилучшим. Им оставалось лишь с грустью признать, что
организованное военизированное общество, полностью подавившее человеческую
личность, не озабоченное сложными нравственными проблемами и не желавшее
слышать
о каких-то там духовных поисках, оказалось прочнее и долговечнее любого из
греческих государств!
Но... Ничто не вечно. Даже Спарта. И даже ее божественные покровители. Уже в
IV веке до нашей эры в Спарте начались смуты, от былого равенства граждан не
осталось и следа, пошли военные поражения - словом, боги явно отвернулись от
идеального царства. А может, им просто было не до этого. Пришло время спасать
собственную репутацию. В том же веке афинский оратор Демосфен рискнул не
поверить оракулу: он обвинил пифию в том, что она подкуплена македонским царем.
Через 300 лет римский оратор и политик Цицерон, которому пифия ехидно
посоветовала "следовать собственным влечениям, а не мнению толпы",
категорически
утверждал, что "оракул пользуется всеобщим презрением". А Нерон, разгневанный
неблагоприятным предсказанием, поступил истинно по-царски - решительно и
быстро:
он попросту закрыл Дельфийское святилище (вскоре, правда, оно было вновь
открыто).
Как меняются времена! На храме в Дельфах когда-то высекли изречения
знаменитых семи мудрецов Греции (среди которых оказались Солон и милетский
ученый, философ и астроном Фалес, впервые предсказавший солнечное затмение).
Изречения эти были известны всем эллинам и стали прописными истинами:
"Познай самого себя", "Наблюдай конец жизни", "Сдерживай гнев", "Ни за
кого не ручайся", "Мера важнее всего", "Ничего лишнего", "Худших всегда
большинство". Одни из мудрецов были законодателями, другие - полководцами и
тиранами, третьи - философами. И все же они нашли общий язык. Однажды в море
выловили золотой треножник, будто бы принадлежавший легендарной красавице Елене,
из-за которой разгорелась Троянская война. На нем было написано лишь одно слово
- так же, как на роковом яблоке, перессорившем богинь на свадебном пиру. Только
там значилось "Красивейшей", а здесь: "Мудрейшему". И мужская рассудительность
явно взяла верх над женской чувствительностью. Один мудрец переслал треножник
другому, тот - третьему, и так он обошел всех, пока, наконец, круг не замкнулся.
И мыслители нашли разумнейшее решение: они принесли злополучный дар... Аполлону,
покровителю мудрецов.
Но проходят века. И вот один из античных писателей с грустью признает, что
Аполлон легко предрекает войну или голод, но никогда не дает совета, как
предотвратить их. А сатирик Лукиан во II веке нашей эры уже открыто издевается
над некогда грозным олимпийцем: "Аполлон притворяется всезнающим: он и стрелок,
и кифарист, и лекарь, и прорицатель; открыл себе пророческие заведения и
обманывает всех, кто к нему обращается, отвечая на вопросы темными и
двусмысленными изречениями, чтобы таким образом оградить себя от ошибок. И он
при этом порядочно наживается: на свете есть много глупых людей, которые дают
обманывать себя".
Утратил свою репутацию Аполлон и как солнечный бог. Греческие ученые,
изучавшие небеса, любили создавать стройные системы и отвели Солнцу, как
рядовому светилу, достаточно скромное место спутника Земли. Но и роль
солнечного
бога Аполлон фактически присвоил себе, отобрав ее у старинного бога Гелиоса,
брата богини Луны - Селены и богини утренней зари - Эос.
В представлении древних людей Гелиос утром поднимался на востоке из океана
и вел по небу запряженную огнедышащими конями колесницу, а вечером спускался в
океан на западе, за линией, ограничивающей взор (по-гречески - "горизонт"),
куда
любознательные греки при всей своей отчаянной смелости все же никогда не
решались отправиться. Ночью же Гелиос садился в челн и совершал плавание вокруг
Земли, чтобы возвратиться на восток, где у него был великолепный дворец.
Гелиоса считали справедливым, рассудительным и всевидящим божеством,
обеспечивающим, кроме всего прочего, порядок на земле. Ему принадлежали 7 стад
коров и 7 стад овец, по 50 голов каждое, причем стада эти никогда не
уменьшались
и не увеличивались. Вот почему, по мнению греков, год состоит из 50 недель по 7
дней и 7 ночей, и ничто не может нарушить этот распорядок.
Гелиоса почитали в разных местах, но больше всего - на острове Родосе,
который якобы был поднят со дна моря по прось
|
|