|
ахеяне у всех эллинов.
40. Однако такими были до сих пор только намерения ахеян; для осуществления их
или совершения какого-либо замечательного дела, которое способно было бы
усилить государство ахеян, недоставало вождя, достойного этих стремлений; если
таковой и являлся, то каждый раз он был затемняем и смиряем владычеством
лакедемонян или еще больше македонян. Но с течением времени во главе управления
стали достойные люди; тогда Ахейское государство быстро проявило свою мощь,
совершив прекраснейшее дело — объединение пелопоннесцев. Начинателем и
руководителем во всем этом предприятий должно почитать сикионца Арата, борцом и
довершителем дела — мегалопольца Филопемена 125 ; утвердил и укрепил его на
некоторое время Ликорт 126 вместе с людьми, разделявшими общие с ним цели. Что
сделано было каждым из этих людей, каким образом и в какое время, мы
постараемся рассказать это постольку, поскольку позволят задачи нашего
повествования. Что касается Арата, то и теперь и впоследствии мы будем говорить
о нем лишь вкратце, потому что о своих делах он сам составил записки весьма
правдивые и ясные; более подробным и пространным будет рассказ наш о других
деятелях. Я полагаю, что повествование наше будет наилегче для составления и
наиудобнее для понимания читателей в том случае, если мы начнем его с того
времени, когда по раздроблении ахейского народа царями македонян на отдельные
города 127 эти последние снова начали тянуться друг к другу. Начиная с этой
поры ахейский народ непрерывно усиливался и достиг той степени преуспеяния, на
какой находился в наше время, о чем немного выше мы кое-что сообщили.
41. Была сто двадцать четвертая олимпиада, когда жители Патр 128 и Димы 129
положили начало объединению, после смерти Птолемея 130 , сына Лага, Лисимаха
131 , а также Селевка и Птолемея Керавна 132 : все они умерли в названную выше
олимпиаду. В более древние времена положение ахейского народа было таково:
начиная от Тисамена 133 , сына Ореста, который был изгнан из Спарты во время
возвращения Гераклидов и занял область Ахаи, ахеяне находились непрерывно под
управлением царей в порядке наследования до Огига 134 . После этого
недовольные сыновья Огига за то, что они управляли ими самовластно, а не по
законам, ахеяне изменили свое государственное устройство в народоправление. В
последующие времена до царствования Александра, сына Филиппа 135 , положение
их менялось сообразно обстоятельствам; но, как мы сказали выше, они старались
постоянно удерживать власть в руках народа. Государство их состояло из
двенадцати городов, которые находятся в нем и теперь, за исключением Олена 136
и Гелики 137 ; этот последний город был поглощен морем перед битвою при
Левктрах. Города эти: Патры, Дима, Фары, Тритея, Леонтий, Эгий, Эгира, Пеллена,
Бура, Кариния 138 . Во время, следовавшее за Александром, но предшествовавшее
упомянутой выше олимпиаде, города эти, главным образом по вине царей Македонии
139 , враждовали между собою и упали до такой степени 140 , что всякая связь
между ними порвалась, и каждый город преследовал свои собственные выгоды в
ущерб другим. Вследствие этого одни из них заняты были гарнизонами Деметрия
141 и Кассандра 142 , а впоследствии и Антигона Гоната 143 , другие подпали
под власть тиранов; как кажется, большинство властителей 144 посажены были
эллинами Антигоном. Однако около сто двадцать четвертой олимпиады, как я сказал
выше, ахеяне, осознав прежние ошибки, снова начали соединяться между собою. Это
было около времени похода Пирра в Италию. Начало союзу положили жители Димы,
Патр, Тритеи и Фар, почему и не существует никакого столба в память образования
союза этих городов 145 . Году на пятом после этого эгеяне выгнали свой
гарнизон и примкнули к союзу, вслед за сим убили своего тирана жители Буры. В
одно время с ними возвратились к прежнему устройству каринияне. Тогдашний тиран
Каринии Исей видел, как из Эгия выгнан гарнизон, а в Буре Мартом и ахейцами
убит тиран; ему самому с минуты на минуту отовсюду угрожало покушение, а потому
Исей сложил с себя власть и, выговорив от ахеян личную неприкосновенность,
присоединил город к Ахейскому союзу.
42. Ради чего возвратился я к этим временам? Во-первых, для того, чтобы
выяснить, каким образом, в какое время и какие из древних ахеян первые задумали
восстановить нынешний союз; во-вторых, для того, чтобы уверения свои о
характере ахеян подтвердить самыми делами их, показать, что ахейский народ
всегда держался одних и тех же начал, распространяя господствовавшие у них
равенство и свободу и непрестанно воюя с людьми, которые поработили свое
отечество — сами ли, или с помощью царей. Таким-то способом действия, соблюдая
такие правила, они совершили упомянутое выше дело частью собственными силами,
частью при содействии союзников. Однако и в том, что добыто ахейцами в этом
направлении при помощи союзников, заслуга принадлежит поведению ахеян: ибо,
участвуя в предприятиях многих народов, главным образом римлян 146 , ахеяне
никогда и ни в чем не стремились воспользоваться выгодами побед собственно для
себя и награду за всю ревность на пользу союзников полагали в свободе отдельных
государств и в объединении всех пелопоннесцев 147 . Яснее мы покажем это в
подробном изложении самых событий.
43. В течение первых двадцати пяти лет 148 названные выше города для
управления союзными делами выбирали по очереди общего секретаря 149 и двух
стратегов. Впоследствии они решили назначить одно лицо, облеченное верховною
правительственною властью 150 ; Марг из Карнии первый занимал эту должность.
На четвертом году после его стратегии сикионец Арат двадцати лет от роду
собственною доблестью и отвагою освободил родной город от тирании 151 ,
|
|