|
считал главными виновниками происшедшего (Полибий, XXXVIII, 8— 11; XXXIX. 7—11).
Свою задачу он, вероятно, видел в том, чтобы предотвратить в дальнейшем
принятие гибельных решений, к каковым относил прежде всего активное
сопротивление римлянам. Последнее, действительно, трудно считать разумной
политикой, ввиду превосходства Рима в силах. Поэтому стремление Полибия не
допустить этого впредь вряд ли верно расценивать просто как коллаборационизм.
Конституции городов, попавших под власть римлян, стали олигархическими —
очевидно, в соответствии с законами, которые написал им Полибий. Надо думать,
именно аристократы и «полюбили дарованное устройство», как о том писал историк
(см. выше) 8 . Они же, естественно, приняли и постановления о почестях
Полибию. Это, однако, не обязательно означает, что только олигархия выиграла от
его деятельности — он не мог не понимать, что необходимо учитывать и интересы
простого народа, иначе стабильности не добиться. Но на сей счет можно лишь
строить гипотезы.
С другой стороны, нет сведений, чтобы Полибий помог кому-то конкретно, как
иногда утверждается 9 . Возникает вопрос, за какие заслуги в Греции римляне
предложили ему часть имущества Диея — ведь это было еще до его участия в
политическом переустройстве Ахайи. На сей счет источники также, к сожалению,
молчат.
Более конкретную помощь оказал Полибий эллинам в Италии, добившись освобождения
жителей города Локры Эпизефирские от поставок вспомогательных отрядов римлянам
во время войн в Испании и Далмации, за что был удостоен горожанами почестей
(Полибий, XII, 5, 1—3). Это событие имело место, видимо, в 138 г ., во время
далматинского похода Сервия Фульвия Флакка, ибо более ранняя война в Далмации
произошла в 150-х гг., когда ни Полибий, ни его покровитель Сципион не обладали
должным влиянием, чтобы добиться такого решения 10 .
В 136 г . 11 на Восток отправилось весьма представительное римское посольство
во главе со Сципионом Эмилианом. Оно посетило Сирию, Египет, Малую Азию, Грецию,
Родос. Вместе со Сципионом, вероятно, поехал и Полибий — известно, что он
посещал Египет после 145 г . (Страбон, XVII, 1, 12); тогда же, возможно,
историк побывал и в родосском архиве, документы которого использовал в своем
труде (см.: XVI, 15, 8) 1 .
В 134 г . Сципион Эмилиан, вторично избранный консулом, отправился в Испанию
для войны с кельтиберским городом Нуманция, который уже 10 лет вел неравную, но
успешную борьбу с римлянами. Сципион блокировал Нуманцию и взял ее измором
после многомесячной осады 2 . Не вызывает сомнений, что Полибий сопровождал
Сципиона в испанском походе — впоследствии он написал труд о Нумантинской войне
(Цицерон. Письма к близким, V, 12, 2) 3 . Таким образом, «он стал свидетелем
гибели трех важных городов, чья судьба снова и снова побуждала к размышлениям о
римской политике этих десятилетий» 4 .
Однако не только внешними событиями была богата жизнь Полибия. Он стал одним из
главных участников т. н. «кружка Сципиона», в котором участвовали не только
видные политики — Гай Лелий, Маний Манилий, Фурий Фил, но и интеллектуалы — как
римские, так и греческие: поэты Теренций, Пакувий, Луцилий, философ Панетий. В
кружке обсуждались самые разнообразные вопросы — философия, литература, текущая
политика, современные нравы, наилучшее государственное устройство 5 . Полибия
последний предмет, видимо, занимал больше других — недаром Цицерон пишет, что
особенно охотно Сципион предавался размышлениям именно на эту тему и рассуждал
о ней с Панетием в присутствии Полибия. При этом Полибий наряду с Панетием
назван человеком, наиболее искушенным в вопросах государственного устройства.
Цицерон также упоминает об упреках Полибия в адрес римлян, не радеющих должным
образом о воспитании детей, которое эллинские мыслители считали одним из
важнейших компонентов государственной системы (Цицерон. О государстве. I,
34—35; V, 3). В более же широком смысле ахейский историк, очевидно, был одним
из тех, благодаря кому греческие идеи овладевали сердцами и умами наиболее
вдумчивых и пытливых из римлян.
Полибий прожил долгую жизнь. Согласно Псевдо-Лукиану (Макробии, 22), он
скончался в возрасте 82 лет, упав с коня. Год его смерти неизвестен, но,
вероятно, великий историк пережил Сципиона Эмилиана, умершего в 129 г .
Литературную деятельность Полибий начал еще до своей отправки в Рим в качестве
заложника. Он упоминает среди своих трудов энкомий (похвальное слово)
Филопемену в трех книгах, добавляя, что сей жанр предполагает «лишь изложение
подвигов, не чуждое преувеличений» (X, 21, 5—8). Возможно, оно стало откликом
на смерть Филопемена, в чьих похоронах Полибий, как упоминалось выше,
участвовал 6 .
В другом месте историк сообщает о написании им труда по военному делу (X, 20,
4). Его многочисленные рассуждения во «Всеобщей истории» о построении войск, об
обязанностях полководца, о возведении лагеря и др. (IX, 12—21; X, 22, 6—23, 10;
25, 3—5) явно восходят к этому труду 7 . Не вызывает сомнений, что он был
написан во время активного участия в делах Ахейского союза 8 .
Греческий астроном I в. Гемин упоминает работу Полибия «О местожительстве на
|
|