|
Катон Цензорий, съязвивший при этом: «Целый день сидим и рассуждаем, кому
хоронить греческих стариков — нашим могильщикам или ахейским». Когда сенаторы
приняли благоприятное для изгнанников решение, Полибий задумал просить их еще и
о возвращении дарованных им прежде почестей. Катон, узнав о таком намерении,
сравнил ахейца с Одиссеем, который захотел вернуться в пещеру Циклопа за
забытыми там поясом и шапкой (Полибий, XXXV, 6; Плутарх. Катон Старший, 9, 1—2).
Итак, Полибий и другие изгнанники вернулись на родину. Однако уже в 149 г .
консул Маний Манилий вызвал его в сицилийский город Лилибей — назревала война с
Карфагеном. Но по дороге Полибий узнал, что конфликт удалось уладить, ибо
карфагеняне выполнили требования римлян и выдали заложников. Нужда в нем как
военном специалисте, таким образом, отпадала, и он вернулся в Пелопоннес
(Полибий, XXXVII, 3).
Очевидно, Полибий уже основательно втянулся в местную политику: он пишет, что
отправился в Лилибей, отложив все дела , возвратился, не дожидаясь извещения о
том, что более в его услугах римляне не нуждаются. Удивляться этому не
приходится. К власти в Ахейском союзе пришли сторонники конфронтации с Римом,
Дией и Критолай. По сравнению с ними те, кто вернулся из Италии, выглядели
«либералами». Один из них, Стратий, даже оправдывался в народном собрании от
обвинений Критолая в сотрудничестве с римлянами. (Полибий, XXXVIII, 11, 4—6).
Обвинениям в предательстве, вероятно, подвергался и сам Полибий 3 — недаром
впоследствии в его «Всеобщей истории» появилось длинное рассуждение о неверном
употреблении слова «предатель» (XVIII, 13—15). Таким образом, бывшие изгнанники
отнюдь не усилили антиримскую группировку, как иногда считается 4 , а начали
противодействовать ей. Эта борьба, очевидно, и захватила Полибия.
Однако вскоре война с Карфагеном все же началась. В 147 г . осаждавшую его
армию возглавил Сципион Эмилиан, избранный консулом, и Полибий прибыл в Африку.
Во время осады он совершил плавание вдоль северо-восточных берегов этого
материка во главе эскадры (Плиний Старший, V. 9; Полибий, III, 59, 7).
Экспедиция носила научный характер, однако ее данные могли быть использованы и
в практических целях, в частности, сведения о добываемых в тех краях металлах
5 . Участвовал Полибий и в штурме Карфагена. Павсаний пишет, что в тех случаях,
когда Сципион следовал советам ахейца, то добивался успеха, в обратных же
случаях терпел неудачи (VII, 30, 9). Писатель, по-видимому, несколько
преувеличил, но не вызывает сомнений, что советы Полибия не были лишь
словесными упражнениями. Кроме того, он участвовал в захвате городских ворот 30
воинами во главе с самим Сципионом (Аммиан Марцеллин, XXIV, 2, 16—17). Ахеец
наблюдал последние бои за Карфаген, видел сдачу в плен пунийского
главнокомандующего Гасдрубала и самоубийство его жены. Именно ему Сципион
сказал после взятия Карфагена, что боится, как бы когда-нибудь не принес такую
же весть о его родном городе (Полибий, XXXIX, 4 — 5).
Между тем в Греции вспыхнула Ахейская война — вожди Ахейской лиги Дией и
Критолай пошли на ущемление прав Спарты, насильно включенной в состав союза.
Римляне поддержали Спарту, что в итоге привело к войне 6 . Ахеян поддержали
Беотия, Локрида, Фокида, Эвбея, однако перевес римлян был слишком очевиден.
Войска Цецилия Метелла разгромили армию Критолая при Скартее, а Луций Муммий
взял штурмом Коринф, который подвергся варварскому погрому и затем по приказу
сената был разрушен в назидание прочим «смутьянам» (Полибий, XXXVIII, 6—11;
XXXIX, 7—11; Павсаний, VII, 12—16 ) 1 . По-видимому, Полибий, срочно
вернувшийся в Элладу, находился при свите Муммия 2 — он с горечью наблюдал,
как при разорении Коринфа римские воины играли в кости на картинах эллинских
художников (Полибий, XXXIX, 13). Видел Полибий, надо полагать, и многое другое
— грабежи, насилия, казни, продажу в рабство женщин и детей. Полибий попытался
хотя бы облегчить тяготы римского завоевания (XXXVIII, 6, 7), приняв участие в
работе комиссии десяти уполномоченных сенатом. Об этой его деятельности
известно немного. Он уговорил Муммия не увозить в Рим статуи Ахея 3 , Арата
4 , Филопемена. При продаже римлянами имущества Диея и его сторонников Полибий
отказался принять что-либо в дар из него и призывал друзей ничего не покупать
из продаваемого — очевидно, из соображений чести (Полибий, XXXIX, 14—15). По
отъезде из Эллады сенатская комиссия поручила Полибию разбирать в городах все
возникающие разногласия. Кроме того, Полибий составил новые законы для ряда
полисов (Полибий, XXXIX, 16, 2—6; Павсаний, VIII, 30, 9). Историк утверждает,
будто эллины «полюбили дарованное устройство» (XXXIX, 16, 3). В Мегалополе,
Паллантии, Тегее, Мантинее он был удостоен почестей, в общественных местах
установлены его изображения. В одной из надписей говорилось, что Эллада не
пострадала, если бы слушалась советов Полибия, а когда же из-за собственных
ошибок ее постигли несчастья, он один ей помог (Павсаний, VIII, 9, 1; 37, 2; 44,
5; 48, 8). Одна из таких надписей, а также стела с изображением Полибия были
найдены археологами 5 .
Оценить деятельность Полибия в Элладе в этот период непросто. Одни ученые
считают, что он действовал в интересах Рима, укрепляя его власть над Ахайей 6
, другие видят в ней посильную помощь соотечественникам 7 . В сущности,
противоречие между этими оценками не так уж велико. Полибий прекрасно видел
неразумность политики Диея и Критолая, которые переоценили свои силы и к тому
же действовали тираническими методами. Именно их и их сторонников Полибий
|
|