|
поведение их того заслуживает, порицать и беспощадно осуждать ближайших друзей
своих, когда требуют того ошибки в их поведении . Как существо живое делается
ни к чему негодным, раз у него отнято зрение, так вся история обращается в
бесполезное разглагольствование, раз она лишена истины. По этому же самому мы
не должны непременно обличать друзей или восхвалять врагов; не следует
смущаться тем, если одних и тех же людей приходится раз порицать, другой раз
хвалить, ибо невозможно, чтобы люди, занятые государственными делами, были
всегда непогрешимы, равно как неправдоподобно и то, чтобы они постоянно
заблуждались. Итак, в историческом повествовании необходимо отрешиться от
деятелей и лишь к самым действиям их прилагать соответствующие мнения и
суждения. [15.] В верности только что сказанного можно убедиться следующим
способом: начиная повествование со второй книги, Филин утверждает, что
карфагеняне и сиракузяне расположились вражеским станом у Мессены, что римляне,
переправившись через море и вошедши в город, тотчас выступили против сиракузян,
понесли большие потери и возвратились в Мессену, что затем пошли на карфагенян
и не только были разбиты, но и потеряли значительное число воинов пленными.
Вслед за этим сообщением он уверяет, что Гиерон после битвы до того потерял
рассудок, что не только тотчас истребил огнем валы, лагерные палатки и бежал
ночью в Сиракузы, но покинул также все укрепления, угрожавшие Мессенской
области. Равным образом карфагеняне, по его словам, немедленно после сражения
покинули свои валы, рассеялись по городам и не дерзали больше показываться в
открытом поле, а вожди их, замечая трусость в массе солдат, не отваживались
решать дело битвою. Напротив, римляне в погоне за неприятелем не только будто
бы опустошали поля карфагенян и сиракузян, но решились разбить лагери у самых
Сиракуз и осадить город. Все это, как мне кажется, преисполнено всевозможных
несообразностей и вовсе не нуждается в опровержении. Ибо те самые войска,
которые, по словам Филина, осаждают Мессену и одерживают победы в битвах,
оказываются бегущими, очищающими поле сражения, наконец осажденными и упавшими
духом; побеждаемые и осаждаемые тут же изображаются в открытом поле
преследующими победителями, осаждающими наконец Сиракузы. Согласовать между
собою эти противоречия никак невозможно. И в самом деле, одно из двух должно
быть неверно: начальные уверения Филина или суждения его об исходе дела. Но эти
последние верны, ибо карфагеняне и сиракузяне очистили поле битвы, а римляне
вслед за сим приступили к осаде Сиракуз, и, как сам он говорит, Эхетлы 64 ,
лежавшей на границе владений сиракузян и карфагенян. Следовательно, необходимо
заключить, что ложны уверения, высказанные вначале, что историк говорит о
поражении тех самых римлян, которых в первых стычках под Мессеною называет
победителями. Можно бы доказать, что Филин поступает точно так же во всем
повествовании; на него походит и Фабий, как будет объяснено нами в своем месте.
Покончив с отступлением и возвращаясь к изложению событий, мы постараемся с
соблюдением везде последовательности рассказа представить читателям вкратце
верную картину упомянутой выше войны.
16. Когда из Сицилии пришли вести в Рим о победах Аппия и его легионов, римляне
выбрали в консулы Мания Отацилия и Мания Валерия 65 , стали снаряжать все
войска с двумя вождями во главе в Сицилию. У римлян всего войска, не считая
союзников, четыре римских легиона, которые набираются ежегодно; в каждом из них
четыре тысячи пехоты и триста конных воинов 66 . Когда войска эти явились в
Сицилию, большинство городов отложилось от карфагенян и сиракузян и перешло на
сторону римлян 67 . Гиерон замечал тревогу и ужас сицилийцев, видел
многочисленность и силу римских легионов и из всего этого заключал, что расчеты
римлян на победу более основательны, чем карфагенян. Соображая это и склоняясь
к такой мысли, он отправил посольство к римским вождям с предложением мира и
союза. Римляне согласились на это больше всего из-за продовольствия: они
опасались, что при господстве карфагенян на море им отрезан будет подвоз
съестных припасов откуда бы то ни было, тем более что и переправившиеся прежде
легионы терпели сильную нужду. Вот почему они охотно приняли союз с Гиероном в
ожидании от того больших для себя выгод. По условиям договора царь должен был
возвратить римлянам пленных их без выкупа и сверх того заплатить сто талантов
серебра 68 . С этого времени римляне пользовались услугами сиракузян, как
друзей и союзников, а царь Гиерон поставил себя под покровительство римлян,
коим по мере надобности он и доставлял все нужное, сам после этого спокойно
царствовал над сиракузянами, мечтая только о венках да о славе у эллинов 69 .
И в самом деле, кажется, никогда не было столь знаменитого владыки и никто
дольше его не наслаждался плодами своей мудрости как в частной жизни, так и в
делах государственных.
17. Когда условия договора стали известны в Риме, народ одобрил и утвердил
заключенный с Гиероном мир, и римляне постановили посылать впредь не все свои
войска, но лишь два легиона, как потому, что с присоединением царя бремя войны,
казалось им, уменьшилось, так еще больше потому, что войска их, думали римляне,
ни в чем не будут теперь нуждаться. Напротив, карфагеняне, видя, что Гиерон
стал врагом их, что римляне все сильнее вмешиваются в дела Сицилии, почитали
необходимым усилить свои военные средства, дабы иметь возможность бороться с
врагом и удержать за собою сицилийские владения. Поэтому они набрали большое
число наемников в противолежащей стране из лигистинов, кельтов и особенно
иберов 70 , и всех их отправили в Сицилию. Они видели, что для этих
приготовлений наилучше приспособлен самою природою город акрагантян 71 , что
|
|