|
аем, если отвергнем античную традицию о Ликурге как полностью или в
большей своей части недостоверную. В настоящее время в науке преобладает скорее
позитивное отношение к Ликургу, которого причисляют к крупнейшим греческим
законодателям архаической эпохи наподобие Драконта или Солона в Афинах
001_35
. Споры среди исследователей, признающих историчность Ликурга, ныне ведутся
главным образом относительно содержания законов и времени их введения.
Приведем в качестве примера имена тех ученых (а их немало как среди старых, так
и среди новых авторов), которые считают Ликурга лицом историческим, а его
законы - важнейшим событием ранней истории Греции. Среди защитников
историчности предания о Ликурге назовем, в частности, Г. Бузольта, Н. Хэммонда,
К. Краймс, Г. Мичелла, В. Форреста, Дж. Хаксли. Среди отечественных
исследователей - Э. Д. Фролова и И. А. Шишову
001_36
.
В современной науке также нет согласия относительно времени Ликургова
законодательства. Благодаря безусловному доверию к Фукидиду канонической долго
считалась предложенная им дата спартанской евномии - конец IX в. Но в настоящее
время разногласия во мнениях по данному вопросу очень велики. Если подытожить
основные гипотезы, то они суть следующие: Ликурга и его законы помещают или до
Первой Мессенской войны (конец IX - середина VIII вв.), что в принципе
совпадает с античной традицией, или между Первой и Второй Мессенскими войнами
(конец VIII - 1-я половина VII в.), или, наконец, после Второй Мессенской войны
(VI в.). Причем эту позднюю дату часто связывают уже не с Ликургом, а с
какими-то другими безымянными законодателями, проведшими реформирование Спарты
под реставрационными лозунгами.
Самая ранняя из предлагаемых датировок - конец IX - середина VIII в. Эту дату,
как правило, отстаивают те исследователи, которые признают историчность древней
традиции о Ликурге и доверяют сообщению Фукидида, что евномия появилась в
Спарте за четыре века до начала Пелопоннесской войны. Так, уже Г. Бузольт в
своем систематическом обзоре греческих государственных древностей полагал, что
Ликург жил в середине VIII в.
001_37
Г. Берве датировал Ликурга и его законодательство рубежом IX-VIII вв., однако
считал, что весь комплекс социальных реформ был осуществлен каким-то
неизвестным законодателем много позже - в VI в.
001_38
В том же духе высказывается и А. Гомм. По его словам, политическая конституция,
конечно, может быть намного старше, чем
ajgwghv
и
eujnomiva
, и вполне может относиться к IX в. Но в своем классическом виде, по мнению А.
Гомма, спартанская модель полиса возникла не ранее конца VII в.
001_39
Н. Хэммонд и К. Краймс выступили с критикой тех теорий, которые отрывали
Ликурга от главных перемен в спартанском государственном устройстве и
переносили их в VII-VI вв. Они вернулись к канонической датировке спартанской
первоначальной реформы (конец IX в.), связав Ликурга со спартанской евномией, о
которой говорил Фукидид
001_40
. Для Н. Хэммонда Фукидид более надежный специалист по хронологии, чем любой
другой древний автор, и поэтому, как он полагает, "мы можем принять дату
Фукидида как самую вероятную"
001_41
. В более обстоятельной своей работе - "Создание классической Спарты" - Н.
Хэммонд развивает этот взгляд: "Мое мнение состоит в том, что Фукидид не
пользовался таким неточным инструментом, как генеалогические подсчеты, если это
касалось ранних дат... Фукидид не рассказывает нам, какими методами он
пользовался... но я уверен, что он работал тщательно и использовал добротные
свидетельства. Другими словами, я доверяю его датировке спартанской евномии -
820-810 гг."
001_42
.
В отечественной историографии эту раннюю дату отстаивают Э. Д. Фролов и И. А.
Шишова
001_43
. Так, возражая своим оппонентам, Э. Д. Фролов пишет: "Мы должны признаться,
что не разделяем этого скепсиса новейших критиков и на прямой вопрос, отчего в
консервативной и отсталой Спарте реформатор-устроитель типа Солона явился на
два века раньше, чем в Афинах, могли бы ответить
|
|