Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: Л.Г.Печатнова - История Спарты (период архаики и классики)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 326
 <<-
 
коведения рубежа XIX-XX вв. и позже - для англо-американской 
школы, привел к появлению новых радикальных идей, возникших вопреки традиции и 
никак ею не подтверждаемых.

В науке об античности XIX-XX вв.
001_22
ясно прослеживается эта тенденция в сторону полного разрушения и отрицания 
античной литературной традиции о Ликурге и его законодательстве. Причем иногда 
это отрицание приобретает тотальный характер: Ликург признается фигурой 
полностью легендарной, а законодательство его - чистой фикцией. Так, уже в 
середины XIX в. Дж. Грот высказал предположение, что легенда о Ликурге родилась 
в эллинистической Спарте не ранее 2-й половины III в., в среде, близкой к 
царям-реформаторам
001_23
. Подобный скепсис особенно был характерен для представителей немецкой 
историографии конца XIX - начала ХХ в.
001_24
В работах этих ученых Ликург признавался то за бога, то за героя, который в 
историческом предании был превращен в политического деятеля. "Кто же этот 
Ликург? - восклицает Эд. Мейер. - Единственно, что мы надежно о нем знаем, это 
то, что он был богом, который высоко почитался в Спарте, имел свой храм и 
ежегодный праздник жертвоприношений"
001_25
. Но, как справедливо заметил П. Олива, все попытки идентифицировать Ликурга с 
богом или героем привели только к появлению новых гипотез. Причем все эти 
гипотезы базировались, как правило, на одном и том же основании: во-первых, на 
свидетельстве о существовании в Спарте культа и храма Ликурга (Her. I, 65-66), 
а во-вторых, - на этимологическом анализе имени "Ликург". Спартанский культ 
Ликурга связывали то с древним аркадским культом Зевса Ликейского (бога-волка)
001_26
, то с дельфийским Аполлоном Ликейским (богом света), то с критским Зевсом
001_27
.


В современной историографии есть также немало исследователей, склонных считать 
Ликурга фигурой неисторической. С их точки зрения, легенды наподобие мифа о 
возвращении Гераклидов или мифа о законодательстве Ликурга были выдуманы в 
самой Спарте с чисто политическими целями - для того, чтобы объяснить и 
укрепить представление о незыблемости спартанского мироустройства в сознании не 
только спартанцев, но и всех греков
001_28
.


Среди историков, которые предлагают вообще отказаться от попыток найти 
какое-либо историческое зерно в предании о Ликурге, назовем, в частности, 
автора "Спартанского миража" Фр. Олье. По его мнению, эта проблема при 
существующем состоянии источников неразрешима и остается только примириться с 
тем, что ничего достоверного мы о Ликурге не знаем
001_29
. М. Финли вообще исключает раннюю историю Спарты из сферы своих исследований, 
поскольку он считает, что вся античная традиция о древнейшей истории Спарты, а 
тем более о Ликурге полностью фиктивна. Для него собственно история Спарты 
начинается только с середины VI в.
001_30
Большие сомнения в историческом существовании Ликурга высказывает Ч. Старр
001_31
.


П. Олива, проанализировав развитие взглядов на проблему Ликурга в западной 
историографии, пришел к неутешительному выводу, что "историческое существование 
Ликурга доказать невозможно". Дежурная оговорка, что "легенда о Ликурге подобно 
всем мифам - не чистая фантазия, но мифическое эхо исторической 
действительности", положения не спасает
001_32
. Примерно в таком же духе высказывается и Ю. В. Андреев. Он признает 
реальность некоего исторического толчка или переворота как единственно 
"допустимый минимум исторической достоверности, который может заключаться в 
античной традиции о Ликурге", но считает "совершенно неприемлемыми попытки 
реабилитировать античную традицию о Ликурге как серьезный исторический 
источник"
001_33
. Отказывается от какой-либо дискуссии по поводу историчности Ликурга и автор 
новейшего исследования, посвященного архаической Греции, О. Мюррей. По его 
словам, "Ликург служит лишь для того, чтобы напоминать нам, что спартанское 
общество имело начало во времени"
001_34
.


Несмотря на остроумие некоторых из подобного рода гипотез, всеобъемлющий 
скептицизм в отношении античной традиции о Ликурге неоправдан. У нас нет 
серьезных оснований отвергать все предание о Ликурге как лишенное какой-либо 
исторической ценности. Конечно, проблема Ликурга очень трудна. Это одна из 
самых больших загадок древнегреческой истории. Но вряд ли мы что-нибудь 
выиг
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 326
 <<-