|
ное аристократическое сословие, в котором
ионийский элемент был практически неощутим". Однако можно не согласиться с тем
ее предположением, что на нижних этажах социальной лестницы процесс ассимиляции
протекал быстрее, чем наверху
005_8
. Аристократическое меньшинство во всех обществах, как правило, всегда более
подвижно и более интернационально по сравнению с основной массой народа. И если
в маленькой Мегариде, где собственно крестьян было очень немного, процесс
ассимиляции действительно мог протекать достаточно быстро и охватить не только
элиту общества, но и весь народ (Paus. I, 39, 5), в аграрной Мессении, скорее
всего, ситуация была иной. Здесь процессу доризации подверглась, по-видимому,
только ахейская знать и ее ближайшее окружение, а основная масса сельского
населения осталась по преимуществу ахейской. После того как Мессения пережила
несколько волн эмиграции, в стране к концу VII в., должно быть, осталось только
малоподвижное по самой своей природе сельское население. Особенности обращения
спартанцев с илотами свидетельствуют как раз о том, что они имели дело не с
родственными им дорийцами, а с прежним ахейским населением Мессении.
В современной историографии общепринятым считается взгляд, выраженный, в
частности, К. Краймс, что хотя аристократия в Мессении была дорийской,
население в целом сохраняло много из традиций царства Нестора
005_9
. Как полагает Дж. Хаксли, никакого смешения, во всяком случае на первых порах,
дорийцев и местных ахейцев не было. Чтобы чувствовать себя увереннее, дорийцы
сконцентрировались в одном месте, в плодородной долине Стениклер, вместо того
чтобы расселиться по всей стране
005_10
. Дж. Хаксли при этом ссылается на предание, согласно которому первый дорийский
царь Мессении Кресфонт обосновался в Стениклере и построил там дворец для себя
и своих потомков (Ephor. ap. Strab. VIII, 4, 7, p. 361; Paus. IV, 3, 7). Та же
картина была, по-видимому, и в других областях, куда пришли дорийцы. Так,
например, в Мегарах, как указывает Л. А. Пальцева, и после прихода дорийцев
сохранились
некоторые институты более раннего времени, такие, например, как древний
ионийский институт эсимнетов. По ее мнению, сохранение старых структур во
многом объясняется тем, что в силу незначительной численности
дорийцев-завоевателей они смогли захватить только несколько важных в
стратегическом отношении пунктов (скорее всего, мегарский акрополь) и
установить контроль над прилегающей территорией, в то время как основное
население Мегариды по-прежнему составляли ионийцы
005_11
.
До войны со Спартой Мессения была свободной и независимой страной. Что она
собой представляла в политическом отношении, трудно сказать. Некоторые историки
полагают, что Мессения не имела никакой политической организации в
аристотелевском значении этого слова. Так, согласно Л. Пирсону, в Мессении до
ее завоевания Спартой вообще не было городов. Это была "страна маленьких
деревень". В качестве доказательства отсутствия каких-либо поселений городского
типа Л. Пирсон ссылается на результаты археологических раскопок, во время
которых не было найдено ни царских дворцов, ни чего-либо другого, что указывало
бы на существование каких-либо политических центров
005_12
. Но доказательства, в основу которых положены в основном данные археологии,
вряд ли могут считаться вполне надежными. Тем более, что в архаический период
еще многие города, по-видимому, не имели городских стен и выглядели как поселки.
Так, Фукидид, говоря в своей "Археологии" о древних временах, упоминает, что
часто жертвами разбойных нападений становились "неукрепленные города, где жили
по деревням (
povlesin ajteicivstoi" kai; kata; kwvma" oijkoumevnai"
)" (I, 5, 1).
Как заметил А. Гомм, это прекрасный пример того, что для греков
povli"
- это прежде всего политическое единство, даже без постоянного центра
администрации, которым всегда становился укрепленный город
005_13
. Смысл здесь, вероятно, заключается в том, что не было физического синойкизма,
что община продолжала состоять из федеральных
kw'mai
. Э. Д. Фролов в качестве иллюстрации той мысли, что "полис мог быть
реальностью и без соответствующего урбанистического основания", приводит
договор-ретру о военном союзе между элейцами и герейцами (Герея -
городок в Западной Аркадии) (ML, N 17). В этой надписи, датируемой около 500 г.,
ни община герейцев, ни община элейцев не названы полисами. Но, как справедливо
полагает Э. Д. Фролов, несмотря на то, что синойкизм здесь произошел позднее,
сам факт принятия подобной политико-правовой акции доказывает, что обе общины
"воспринимали себя и реально выступали как целостные политические единства,
|
|