Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: Л.Г.Печатнова - История Спарты (период архаики и классики)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 326
 <<-
 
принцип взаимодействия дорийцев и ахейцев. Согласно Эфору, Гераклид Кресфонт, 
которому по жребию досталась Мессения, уравнял в правах местных жителей с 
завоевателями-дорийцами (

poihvsanta ijsonovmou" pavnta" toi'" Dwrieu'si tou;" Messhnivou"

- ap. Strab. VIII, 4, 7, p. 361). Хотя Павсаний и не ссылается на Эфора, он, 
по-видимому, пользовался тем же источником при описании первоначальной истории 
Мессении, что и Страбон. По словам Павсания, "народ древних мессенян не был 
изгнан дорийцами: они согласились быть под управлением Кресфонта и принуждены 
были уступить дорянам часть своей земли" (IV, 3, 6). Очень вероятно, что 
"главный каркас" этой истории старше Эфора и сложился задолго до создания 
мессенской легенды
005_2
.

Из-за скудости источниковедческой базы открытым остается вопрос, что собой 
представляли мессенцы в этническом отношении перед началом Мессенских войн. 
Имела ли место в Мессении в первые века после ее завоевания дорийцами 
постепенная ассимиляция, т. е. полное слияние в один народ ахейцев и дорийцев 
или этот процесс по-настоящему затронул только верхушку общества, не проникнув 
в другие слои населения?

Тот факт, что в исторический период народ, населявший Мессению, назывался 
мессенцами и не делился ни на какие этнические группы, заставляет некоторых 
ученых предполагать, что мессенцы, по крайней мере после Мессенских войн, были 
в этническом отношении монолитны. Г. Бузольт говорит о доризации всего 
ахейского населения Мессении
005_3
. Эд. Мейер, а вслед за ним и некоторые другие исследователи высказывали мнение,
 что дорийцы, впервые появившись в Мессении в XII-XI вв., вытеснили прежних 
жителей или в западную Мессению, или в Аркадию. В результате в центральной 
Мессении население стало полностью дорийским по расе и языку
005_4
. В недавнее время ту же точку зрения отстаивал О. Мюррей. Он считает, что 
Мессенские войны представляли собою процесс, в результате которого одна 
дорийская группа была порабощена другой
005_5
.


В подтверждение того, что Мессения была в значительной степени доризирована 
перед началом Мессенских войн, приводится, в частности, тот факт, что у 
мессенцев и спартанцев было общее святилище Артемиды в Лимнах на границе 
Мессении и Лаконии, где, как говорит Страбон, "оба племени сообща справляют 
всенародное празднество и приносят жертву" (VIII, 4, 9, p. 362). Подобные общие 
святилища были в архаическое время и у других дорийцев, например у коринфян и 
мегарян (святилище Геры Акреи на границе Коринфской области и Мегариды)
005_6
.


О дорийском присутствии в Мессении после т. н. дорийского завоевания 
свидетельствует также и тот факт, что в Регии, который был основан в начале 
Первой Мессенской войны (традиционная дата основания - 725 г.), использовался 
дорийский диалект и дорийские имена собственные. Как известно, в основании 
Регия принимали участие мессенцы, стремившиеся избежать гибели от рук 
спартанцев (Strab. VI, 1, 6, p. 257; Paus. IV, 23, 6). Таким образом, часть 
мессенцев, вероятно аристократия, была уже дорийской перед началом спартанского 
завоевания
005_7
. Этим можно объяснить универсальное восприятие мессенцами в IV в. не только 
дорийского диалекта, но также и чисто дорийского культа Аполлона Карнейского и 
дорийского календаря. По словам Павсания, мессенские эмигранты в течение трех 
столетий сохраняли в чистоте свой дорийский диалект (IV, 27, 11) и, когда в IV 
в. Мессения была освобождена, многие из них вернулись на родину.

Конечно, сравнительно легкой доризации Мессении в какой-то мере могло 
способствовать сравнительно мягкое отношение дорийцев к местному населению. 
Стандартной моделью отношений завоевателей-дорийцев с местным ахейско-ионийским 
населением являлся скорее не спартанский вариант, а модель взаимоотношений 
римлян с Латинским союзом в начальный период римской истории. По-видимому, по 
неизвестным нам причинам ситуация для дорийцев в Мессении была изначально 
несколько иной, чем в Лаконии. И мессенские дорийцы в отличие от спартанцев 
предпочли не завоевывать Мессению в течение столетий, а заключить с местным 
ахейским населением что-то вроде контракта, в основе которого лежала идея 
компромисса. Подобного рода компромиссы между дорийскими завоевателями и старой 
ахейско-ионийской знатью

были общим явлением для многих греческих общин. Судя по местным преданиям, 
соглашения такого рода имели место в Коринфе, Мегарах, Сикионе, Аркадии. В 
Мегарах, например, как показала Л. А. Пальцева, уже в архаический период 
"сложилось достаточно моноли
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 326
 <<-