|
спартанского общественного порядка
наказывались самим обществом, причем презрение к ним было всеобщим и
действовало сильнее, чем кнут надсмотрщика... Категорический императив в душе
каждого спартиата был высшей движущей силой ликурговой системы и позволял в
течение более чем двух столетий пренебрегать человеческой природой"
004_189
. Недаром идеальное государство Платона, каким оно предстает в его "Законах",
имело многие черты реального спартанского полиса. Для Платона Спарта была ценна
своей фундаментальной концепцией тотального единства и равенства.
Непосредственный контроль государства над повседневной жизнью граждан казался
Платону наиболее простым и эффективным средством, обеспечивающим стабильность
всей системы. Импонировала Платону и спартанская экономическая система, с одной
стороны, гарантирующая правящему классу устойчивый доход, а с другой -
избавляющая его от всякого рода "хремастики". Среди ценнейших достижений Спарты
Платон считал и внутреннюю социальную устойчивость, благодаря которой
спартанский полис долгое время удачно избегал гражданских смут. Илоты и периеки,
труд которых составлял экономический фундамент спартанского общества, сами не
являлись частью последнего и поэтому не влияли на его внутреннюю стабильность.
По отношению к спартанскому обществу и те и другие представляли скорее внешнюю,
чем внутреннюю угрозу.
Отсутствие напряженности внутри правящего сословия было единственным гарантом
стабильности всей системы. Поэтому основной заботой всех властных структур
Спарты являлось поддержание традиционного modus vivendi. Все спартанские
преобразования архаической эпохи были направлены к созданию сбалансированной
политической системы. Поэтому так часто мы сталкиваемся с политическими
компромиссами, неизбежными в обществах, стабильность которых гарантировало
только кастовое единство правящего сословия. Так, появление эфората как высшей
правительственной коллегии означало, что спартанское общество смогло найти
приемлемый для всех компромисс без радикальных
социальных потрясений. За высшей аристократией, политическими лидерами которой
оставались цари, сохранилась герусия. Противовесом герусии и царям стал эфорат,
куда мог попасть любой "рядовой" спартиат. В результате апелла стала полем
воздействия двух равновеликих сил, герусии, с одной стороны, и эфората, с
другой. Причем передача в середине VI в. председательства в герусии от царей к
эфорам означала очередной важный компромисс между аристократией и рядовыми
членами гражданского коллектива, надолго обеспечивший Спарте гражданский мир.
Таким образом, Спарте путем комбинации древних и вновь созданных полисных
институтов удалось создать устойчивую систему, все элементы которой были спаяны
в единый блок.
Глава II
Мессенские войны
В пользу ранней даты проникновения дорийцев в Мессению может служить название
местности "Дорион", встречающееся в "Каталоге кораблей" (Hom. Il. II, 594).
"Дорион" локализуется где-то в северной Мессении и свидетельствует о
присутствии дорийцев здесь еще в микенский период. Может быть, в Мессении было
какое-то раннее поселение дорийцев еще до их массированного проникновения туда
на рубеже XII-XI вв.
005_1
Судя по данным археологии и диалектологии, дорийское вторжение в Пелопоннес
распространилось в том числе и на Мессению, где были уничтожены крупные центры
микенской культуры, такие, как дворец в Пилосе. Но, в отличие от Лаконии, в
Мессении, судя по данным традиции, ахейское население порабощено не было, и там
не образовался свой класс илотов.
Античная традиция обычно говорит о дорийском переселении как о возвращении
Гераклидов и походе дорийцев, причем ни у одного древнего автора нельзя найти
цельного связного рассказа, в котором бы излагалось все предание. Наиболее
полная версия о походе дорийцев представлена у Эфора, на которого ссылается в
своей "Географии" Страбон (VIII, 5, 4, p. 364). Эфор был хорошо знаком с
преданием о возвращении Гераклидов, согласно которому, отвоевав Пелопоннес у
Тисамена, сына Ореста, Гераклиды сразу же поделили весь полуостров на три части.
Лакония досталась братьям-близнецам Еврисфену и Проклу, которые стали первыми
спартанскими царями и основателями двух царских династий. Братья сделали своей
резиденцией Спарту и, разделив всю Лаконию на шесть частей, создали систему
"вассальных княжеств". Жители окрестных городов Лаконии уже тогда стали
именоваться периеками.
Но в Мессении, как намекает Эфор, с самого начала сложился иной, чем в Лаконии,
|
|