Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: Л.Г.Печатнова - История Спарты (период архаики и классики)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 326
 <<-
 
д. Мейера не "лучшие" по происхождению, т. е. "родовая знать", а "лучшие" 
в нравственном отношении, т. е. те, которые по своим личным качествам наиболее 
подходили для управления
004_185
. Но это термин с ярко выраженной социальной окраской
004_186
.

Как мы попытались показать, процесс формирования спартанского полиса в его 
классическом варианте продолжался несколько веков и был плодом деятельности 
нескольких поколений реформаторов, первым и самым известным из которых был, 
бесспорно, Ликург.
После завоевания Лаконии, а тем более Мессении и массового закабаления 
населения данных обширных областей у спартанцев не оставалось иного варианта 
для поддержания стабильности и порядка, чем проведение радикальных 
преобразований внутри собственного гражданского коллектива. Спарта превратилось 
в военный лагерь, а ее граждане - в военную элиту, от сплоченности и 
единомыслия которой зависело само существование государства.
Заслугой Ликурга и его последователей можно считать внедрение новой идеологии, 
пронизанной идеями военного братства и сотрудничества. В дальнейшем идеология 
равенства станет базовой идеей для структурного оформления всего спартанского 
общества, в котором благодаря общественному воспитанию и общественным обедам 
будут не так уж много значить рождение и богатство.

Привилегии аристократии сохраняются лишь в сфере неформальных ценностей. 
Военная этика и система общественного воспитания моделируют социум, не 
нуждающийся ни в каких более высоких гуманитарных ценностях. Отсюда постепенное 
понижение интеллектуально-культурного уровня общества в целом. Стиль жизни 
аристократии был подвергнут значительной корректировке. Декларативное равенство 
уничтожило последние элементы свободы и независимости отдельных спартиатов от 
общества. Даже цари не смогли избегнуть соответствующего диктата, хотя 
отдельные рудименты свободы им были оставлены, такие, например, как право 
воспитывать свое потомство вне систем

jagwghv

.


Это единомыслие достигалось с помощью тщательно разработанной системы 
воспитания (главный источник - Plut. Lyc. 14-25). У истоков спартанской

jagwghv

стоит, скорее всего, Ликург
004_187
. Спарта была единственным государством в древнем мире, где образование и 
воспитание молодого поколения граждан было полностью национализировано. Только 
подобное единое для всех спартиатов воспитание способно было гарантировать 
стопроцентную адаптацию граждан к заранее заданным условиям. Ведь вся система

jagwghv

была смоделирована так, чтобы исключить саму мысль о возможности какого-либо 
иного выбора
004_188
.

Спартанские мальчики уже в 7 лет забирались из семей и передавались в ведение 
государства. Таким образом, с очень раннего возраста начиналась обработка 
сознания молодежи и формирование единообразных ценностных установок. В этом, 
конечно, проявлялась охранительная функция государства. Значение семьи при этом 
было низведено до минимума, ибо семья не должна была больше стоять между 
государством и его гражданами. Тем самым устранялся главный источник 
нелояльности граждан. Интересы государства ставились неизмеримо выше интересов 
частных граждан. Важно подчеркнуть, что государственный надзор и 
государственное давление распространялись не только на область воспитания и 
образования. Диктату государства подчинены были все сферы общественного бытия. 
Требования военной дисциплины определяли жизнь спартанского общества не только 
в военное, но и в мирное время. Идеалы военной доблести и патриотизм были 
провозглашены высшими нравственными ценностями. Критерием нравственности стала 
государственная польза. Моральность или аморальность того или иного поступка 
рассматривались только под углом государственного интереса. Поэтому в Спарте, 
как во всякой закрытой системе, многие понятия были смещены и деформированы. 
Так, когда на рубеже V-IV вв. спартанцам пришлось столкнуться с внешним миром, 
оказалось, что они не способны успешно в нем адаптироваться.

Само общество, воспитанное на принципах тоталитарной морали, тщательно следило 
за своими членами, не допуская никаких отступлений от заданной модели поведения.
 В Спарте общественное мнение совпадало с государственными установками, и 
потому, по словам А. Тойнби, "противник
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 326
 <<-