|
ке" можно найти диаметрально
противоположные высказывания по поводу политического строя Спартанского
государства. Это привело к тому, что во многих современных исследованиях подчас
делаются противоположные выводы. Так, по словам В. А. Гуторова, "уже давно
потерян счет исследованиям, конечные выводы которых взаимно исключают друг
друга. Аристотель попеременно выступает в них то рассудительным ученым,
изучавшим политические институты с сугубо реалистических позиций, то
политическим философом, придававшим основное значение априорным теоретическим
конструкциям, в которых преобладали чисто умозрительные принципы"
004_169
.
Положение о смешанном государственном устройстве, впервые высказанное Платоном
004_170
, затем не раз повторялось в античной литературе (Arist. Pol. IV, 7, 4-6, 1294
b; Isocr. XII, 153; Polyb. VI, 10; Archyt. Tarent. ap. Stob. Flor. IV, 1, 138).
В частности, Полибий, применив первым для характеристики римской конституции
учение о смешанной форме правления, рассматривал Спарту и Рим как примеры
смешанного государственного устройства, где политическое равновесие
обеспечивалось "счастливым" сочетанием трех простых форм: в Спарте
монархический элемент представляли цари, аристократический - герусия,
демократический - эфорат, в Риме же соответственно - консулы, сенат и комиции
вместе с народными трибунами (VI, 10-18, особенно 10 и 12).
Из-за эфората не только древние авторы иногда отзывались о Спарте как о
демократии (Isocr. Panath. 178), но и некоторые современные исследователи
продолжают рассматривать ее как демократический полис. Отчасти представление о
Спарте как демократическом государстве берет свое начало от одного высказывания
Аристотеля. Говоря о спартанском эфорате как магистратуре, "близкой к тирании"
(Pol. II, 6, 14, 1270 b 13-5; см. также: Xen. Lac. pol. 8, 4; Plat. Leg. IX,
712 d), Аристотель тем не менее заметил, что эта магистратура превращала Спарту
из аристократического государства в демократическое (
dhmokrativa ejx ajristokrativa" sunevbainen
- досл. "демократия из аристократии случалась" - Pol. II, 6, 14, 1270 b 16-17)
004_171
. Слова Аристотеля можно понять в том смысле, что вместе с усилением эфората
аристократическое правление в Спарте приобретало некоторые демократические
черты. Дополнением к этому замечанию Аристотеля может служить одно место у
Плутарха в его биографии Ликурга. Вот как Плутарх характеризует имманентную
сущность эфората: "Создание должности эфоров послужило не ослаблению, но
упрочению государства: оно лишь на первый взгляд казалось уступкой народу, на
самом же деле - усилило аристократию" (29, 11). Стоит напомнить, что основным
источником для Плутарха при написании им биографии Ликурга была "Лакедемонская
полития" Аристотеля. И оценка эфората, приведенная Плутархом, также, скорее
всего, имеет своим источником именно этот трактат. Аристотель, таким образом,
оценивал эфорат как институт только кажущийся демократическим, а в
действительности укрепивший существующий строй путем придания устойчивости
правящей аристократической корпорации.
Для Аристотеля ликургова Спарта - безусловно аристократическое государство
004_172
. По его словам, тот строй, который был создан Ликургом после ниспровержения
тирании Харилая, бесспорно, являлся аристократией: "Но тирания... сменяется...
и аристократией, например, тирания Харилая в Лакедемоне" (V, 10, 3, 1316 a
29-35)
004_173
.
Очевидно, Аристотель все политическое развитие Спарты воспринимал как ряд
отклонений от строго аристократической конституции Ликурга. Как верно заметил А.
И. Доватур, для Аристотеля "вся эволюция спартанской жизни происходила в
границах аристократического строя, хотя и сводилась к усилению олигархических
черт"
004_174
.
То, что Аристотель нигде не называет Спарту олигархией, А. И. Доватур объясняет
тем, что для Аристотеля даже современная ему Спарта продолжала оставаться
аристократией, несмотря на концентрацию земли в руках немногих и коррупцию
властей. Ведь в Спарте в неприкосновенности оставались такие характерные черты
аристократии, как запрещение гражданам заниматься какой-либо производительной
деятельностью, выборность должностных лиц и отсутствие денежного вознаграждения.
Но основным критерием для Аристотеля в определении форм правления оставался
вопрос, кому принадлежит власть. В аристократических по
|
|