|
етственно Спарту и Рим от гражданских смут и потрясений. Носители этих
должностей выступали в роли социальных посредников, самим фактом своего
существования прокламирующих идею равенства сословий. Так, трибунская власть
заключала в себе идею равенства плебса с нобилитетом, а власть эфоров позволила
всем спартанским гражданам ощутить себя равными с родовой аристократией и
царями. И те, и другие добились права заседать в высшем аристократическом
органе своей страны: эфоры - в герусии
004_156
, а народные трибуны - в сенате.
С именем Хилона, возможно, связано издание трех т. н. Малых Ретр (хотя традиция
и считала их автором Ликурга (Plut. Lyc. 13; Ages. 26))
004_157
. Если Большую Ретру, за редким исключением, признают за подлинный документ, то
достоверность Малых Ретр спорна
004_158
. О них сообщает только один и притом поздний автор - Плутарх. Вот что он
пишет: "Одна из ретр гласила, что писаные законы не нужны. Другая, опять-таки
направленная против роскоши, требовала, чтобы в каждом доме кровля была сделана
при помощи топора, а двери - одной лишь пилы, без применения хотя бы еще одного
инструмента... Третья ретра Ликурга... запрещает вести войну постоянно с одним
и тем же противником..." (Lyc. 13).
Внимательное знакомство с текстом малых ретр наводит на мысль, что они вряд ли
могли принадлежать эпохе Ликурга, как о том свидетельствует традиция. Позиция
их автора, или авторов, сформулирована четко и бескомпромиссно. Малые Ретры уже
не имеют форму оракула, это скорее рескрипты эфоров, уже обладающих всей
полнотой власти для эффективного контроля над обществом. Малые Ретры, по всей
видимости, были изданы не ранее середины VI в. по инициативе коллегии эфоров.
Имел ли Хилон какое-либо отношение к их изданию, сказать очень трудно, хотя
исключать такую возможность также нельзя.
Судя по содержанию одной из Малых Ретр, унификация к концу архаического периода
распространилась уже на все сферы жизни, в том числе и на внешний вид
спартанских домов, которые предписывалось строить с помощью простейших
инструментов. Методы
строительства были в законодательном порядке искусственно архаизированы для
того, чтобы не дать возможности богатым спартиатам пользоваться иными
жизненными стандартами, чем их менее удачливые сограждане. Принцип равенства,
таким образом, распространился в Спарте и на столь важные и социально значимые
для любых обществ внешние атрибуты, как жилые дома. Спартанские цари,
по-видимому, также жили весьма скромно. Во всяком случае, мы ничего не знаем о
существовании в Спарте царских дворцов.
Возможно, к этому же времени относилось программное требование стричь усы и
соблюдать законы, с которым эфоры обращались к гражданам при вступлении в свою
должность (Arist. ap. Plut. Cleom. 9 = fr. 539 Rose
3
). Странная директива, призывающая стричь усы, вероятно, имеет ту же
политическую направленность, что и три Малые Ретры. Смысл запрещения носить
бороду и усы, а также делать себе пышные прически становится более ясным
благодаря одному замечанию Фукидида в его "Археологии". Так, вспоминая об
архаических Афинах, Фукидид замечает, что "только недавно пожилые люди из
состоятельной среды (
tw'n eujdaimovnwn
) оставили такое проявление изнеженности, как ношение льняных хитонов и сложной
прически, закалываемой золотыми булавками в форме цикад" (I, 6, 3)
004_159
. В Спарте реализация директивы гражданского равенства могла быть успешно
осуществлена только путем выравнивания, по крайней мере внешнего, образа жизни
аристократии и рядовых граждан
004_160
. Принятие всех этих мер в Спарте свидетельствует об окончательной победе
эгалитарных тенденций в спартанском обществе над элитарными. С данного момента
спартанцы не должны были различаться между собой ни внешним видом, ни качеством
жилья.
Некоторые, главным образом западные, историки склонны видеть в Хилоне великого
законодателя и истинного автора ликурговых реформ. По мнению В. Эренберга,
именно Хилон стоял у истоков легенды о Ликурге. Он хотел, как полагает В.
Эренберг,
провести свои реформы под видом реставрации древнего законодательства для того,
чтобы придать им больший вес и уважение среди сограждан
004_161
. Такая практика - проведение реформ под реставрационными лозунгами - станет
обычной для спартанских законодателей последующих эпох. Ведь в традиционных
обществах, каким во многом оставалась Спарта, традиции всегда ценились больше,
чем инновации.
С именем эфора Хилона связана гипотеза о т. н. перевороте середины VI в.
004_162
В самом кратком изложении
004_163
суть этой гипотезы состоит в следующем: Спарта в период архаики представляла
собой типичный полис, развивающийся в общегреческом русле. Но в середине VI в.
произошл
|
|