|
долгого
исторического периода заставляет нас пересмотреть традиционное представление о
Спарте как замкнутом, консервативном и самодостаточном государстве.
Среди причин, определивших уникальность спартанского полиса, главная, как нам
представляется, заключается в безусловном подчинении всей
социально-экономической сферы задачам внешней политики. Под влиянием
внешнеполитического фактора формировалась и преобразовывалась внутренняя
политика Спарты, включая все ее структурообразующие институты.
Итак, сделав подобные предварительные замечания, перейдем теперь к подробному
изложению выбранной нами темы.
* * *
Анализ источников и научной литературы
000_14
приведен в отдельных главах настоящей работы.
Мы не указываем имен переводчиков в том случае, если используются наиболее
известные и распространенные русские переводы, ставшие классическими для
отечественного антиковедения: для Геродота, Фукидида и Страбона - это переводы
Г. А. Стратановского, для "Греческой истории" Ксенофонта - перевод С. Я. Лурье,
для "Политики" Аристотеля - перевод С. А. Жебелева, для биографии Ликурга у
Плутарха - перевод С. П. Маркиша, для Павсания - перевод С. П. Кондратьева.
Глава I
Формирование спартанского полиса
1. ПРОБЛЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЛИКУРГА
По общему признанию, проблема первоначальной реформы является одной из самых
сложных и запутанных проблем спартанской истории. Уже древние не имели точного
представления о личности законодателя, времени проведения реформ и их
содержании. Частично это объясняется отсутствием в Спарте собственной
историографии. Что же касается внешнего мира, то там о спартанских реалиях
имели весьма смутное представление. Все, что происходило внутри Спарты,
тщательно скрывалось. Такова была принципиальная политика спартанского
правительства, начиная, по крайней мере, с середины VI в.
001_1
На эту тщательно оберегаемую закрытость спартанского общества намекает Фукидид,
когда говорит, что его сведения о спартанцах весьма ограничены из-за "тайны их
государственного устройства" (V, 68, 2; 74, 3). Отчасти именно из-за отсутствия
реальных фактов слишком большую роль, особенно при реконструкции событий
далекого прошлого, стали приобретать мифы и легенды. Этот процесс
мифотворчества шел как внутри, так и вне Спарты. Ее политическое лидерство и
необычная внутренняя структура у теоретиков полиса вызывали огромный интерес к
тем механизмам, которые сумели обеспечить подобный эффект. Для Платона и
Аристотеля Спарта стала эталоном стабильности и была положена в основу
концепции их идеального полиса. Этот круг мифов и легенд, сложившийся вокруг
Спарты еще в период античности, в современной науке, с легкой руки французского
исследователя Ф. Олье, принято называть "спартанским миражом"
001_2
.
Из-за того, что уже в древности историческая Спарта и ее мифологизированная
модель переплелись в сложную и запутанную комбинацию, выделить историческое
зерно в предании о первоначальной реформе представляется нам достаточно сложной
задачей. Для ее решения необходимо, прежде всего, оценить дошедшую до нас
античную традицию о первоначальной реформе. В настоящем разделе мы и попытаемся
дать оценку соответствующей традиции с точки зрения ее исторической
достоверности.
Большинство древних авторов связывают древнейшее законодательство Спарты с
именем Ликурга. Но само имя Ликурга как спартанского законодателя впервые
упоминается только Геродотом, т. е. сравнительно поздно - не ранее середины V в.
Весь круг источников до Геродота носит исключительно фрагментарный характер.
Этим, по-видимому, объясняется то, что в дошедших до нас фрагментах Тиртея,
Алкмана и других поэтов архаического периода, связанных со Спартой, имя Ликурга
ни разу не встречается. Но тот факт, что в одном из фрагментов Тиртея
излагается содержание Большой Ретры - главного законодательного документа
первоначальной реформы (fr. 3 Diehl
3
), - свидетельствует о достоверности всего предания.
Перечислим основные источники по законодательству Ликурга в их хронологическом
порядке. Стоит сразу сказать, что сведения Геродота о ранней истории Спарты
представляют для нас исключительную ценность. Как верно отметил Ч. Старр,
"Геродот знал Спарту, и притом очень хорошо, еще до того, как Пелопоннесская
война замаячила на го
|
|