|
ам относил эфорат к ликурговым институтам, предлагает свое
объяснение тому, как в древности мог возникнуть взгляд, что эфорат -
постликургово учреждение. Он, так же как и Эд. Мейер, считает, что подобная
версия возникла в Греции не ранее конца V в., но возникновение ее объясняет
иначе. С точки зрения Г. Бузольта, именно в это время в Греции ревностно стали
заниматься списками должностных лиц, в том числе и спартанскими. Поняв, что
список эфоров никак нельзя связать с Ликургом, так как, согласно всем древним
расчетам, Ликург принадлежал к более раннему периоду, объявили эфорат
неликурговым учреждением. Данное мнение, как полагает Г. Бузольт, было уже
широко распространено в IV в.
003_144
К чему иногда приводит желание совместить несовместимые варианты предания,
можно показать на примере Дж. Хаксли. Он, желая примирить разноречивые
свидетельства Геродота и Аристотеля, совершает насилие над традицией, ибо
делает Ликурга и Феопомпа современниками. "Эта должность, - пишет он, -
вероятно, была учреждена Ликургом от имени молодого царя Феопомпа перед
окончанием Первой Мессенской войны"
003_145
.
Традиция о постликурговом происхождении эфората представляется нам наиболее
достоверной уже потому, что она достаточно подробно изложена Аристотелем.
Аристотель считал реформу Феопомпа очень важным этапом в развитии спартанского
полиса. Царь Феопомп, по его словам, сознательно пошел на умаление своей власти,
уступив рядовым гражданам часть своих функций во имя сохранения царской власти
как таковой: "Ослабив значение царской власти, он тем самым способствовал
продлению ее существования, так что в известном отношении он не умалил ее, а,
напротив, возвеличил" (V, 9, 1, 27-30). Компромисс, заключенный между царями и
обществом, способствовал сохранению в Спарте гражданского мира и приданию
устойчивости ее государственному строю.
Первоначально коллегия из пяти эфоров должна была исполнять судебные функции
спартанских царей в их отсутствие (Plut. Cleom. 10). Число эфоров, как правило,
связывают с числом спартанских об
003_146
. Так, по мнению Дж. Хаксли, когда эта должность была учреждена, каждый эфор
должен был заведовать одной обой
003_147
. Возможно, эфоров назначали цари из числа своих родственников и друзей, т. е.
ими становились только знатные люди наподобие критских космов (Arist. Pol. II,
7, 5, 1272 a) Но, как известно, в классическое время данная должность была уже
выборной. Когда произошел подобный качественный сдвиг в сторону создания
регулярной выборной магистратуры, сказать трудно. В немалой степени этому могла
способствовать полная занятость царей военной сферой в ходе затяжных военных
конфликтов с Мессенией. В результате "царский" эфорат постепенно превратился в
орган, уже мало зависимый от царей.
Поскольку в нашей традиции учреждение эфората жестко связывается с царем
Феопомпом (785-738 гг.) и Первой Мессенской
войной (743-724 гг.), то введен он был, скорее всего, приблизительно в то время,
с которого начинается традиционный список эфоров-эпонимов, приводимый
александрийскими учеными Эратосфеном и Аполлодором (Apollod. Chron. 244 F 335
a)
003_148
, т. е. ок. 755/4 г. Не исключено, что Феопомп мог выступить инициатором
учреждения эфората до Первой Мессенской войны, и список эфоров, берущий свое
начало от 755/4 г., как будто это подтверждает. Большинство исследователей не
сомневаются в достоверности списка эфоров-эпонимов
003_149
. Хотя, как думает В. Форрест, возможно, самые первые имена в том списке были
фиктивными
003_150
. Когда именно эфорат эмансипировался от царской власти и эфоры стали
выбираться из всей массы граждан, точно не известно. Во всяком случае, подобная
трансформация, скорее всего, произошла задолго до середины VI в., ибо к этому
моменту эфорат выступает уже как совершенно самостоятельная политическая сила.
Как зам
|
|