Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: Л.Г.Печатнова - История Спарты (период архаики и классики)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 326
 <<-
 
нт, проистекающий из иной 
расстановки акцентов во втором варианте фрагмента: в архаической Спарте вопрос 
о соотношении властей между собой был, очевидно, предметом постоянных споров. 
Однако усматривать в них отражение диаметрально противоположных политических 
тенденций, как это делает М. Арнхейм, вряд ли возможно
003_137
.


Наряду с усилением власти герусии царям Феопомпу и Полидору приписывают также и 
учреждение эфората. Это была вторая по значению конституционная перемена после 
законов Ликурга. Эфорат, по словам Аристотеля, был введен царем Феопомпом (Pol. 
V, 9, 1, 1313 а 25-34) и первоначально мыслился как своеобразный противовес 
царям. Царя Феопомпа, конечно, имел в виду и Платон, говоря, что эфорат учредил 
"третий спаситель" государства (Leg. III, 692 a)
003_138
.

Свидетельство Аристотеля и Платона кажется тем более надежным, что в Большой 
Ретре эфорат не фигурирует. После Аристотеля традиция о позднем происхождении 
эфората стала общепринятой. Ее следы мы находим у Полибия, Диодора, Страбона, а 
из латинских авторов - у Цицерона.

Впрочем, версии Аристотеля противоречат свидетельства более ранних авторов - 
Геродота (I, 65, 4), Ксенофонта (Lac. pol. 8, 3) и Исократа (Panath. 153), 
которые утверждают, что эфорат - это ликургов институт
003_139
. Геродот, связывая эфорат с Ликургом, по-видимому, только передавал 
традиционную точку зрения современных ему спартанцев (I, 65, 4 - "как сами 
спартанцы говорят (

wJ" d' j aujtoi; Lakedaimovnioi levgousi

)". Иногда этот взгляд встречается и в более поздних источниках, например у 
Юстина (III, 3). Но в любом случае защитники ликургова происхождения эфората 
уже во времена Аристотеля были в меньшинстве.


Среди ученых также нет единства мнений о времени появления эфората в Спарте. В 
науке обсуждалось три возможных варианта возникновения эфората: до Ликурга, при 
Ликурге или после Ликурга
003_140
. Так, не раз высказывалось мнение о том, что эфорат - древний дорийский 
институт, точно так же, как апелла, цари и совет старейшин. Впервые оно было 
высказано еще К. О. Мюллером и поддерживается Эд. Мейером и Г. Вейд-Джери
003_141
. Они считают, что эфоры являлись судьями в дорийских общинах и соответствовали 
афинским фесмофетам. Ликург не создал эфорат, а преобразовал, установив 
количество эфоров соответственно числу об, т. е. руководствуясь новым 
территориальным принципом. В доказательство


доликургова происхождения эфората приводили поздние надписи из лаконских 
городов, где среди магистратов названы и эфоры
003_142
, а также вспоминали космов критских городов, в которых Аристотель видел 
близкую аналогию спартанским эфорам (Pol. II, 7, 4-7, 1272 a-b).


Эд. Мейер, для которого эфорат был древним дорийским институтом, резко 
критиковал предание о позднем происхождении эфората. Он выдвинул гипотезу, 
согласно которой традиция о постликурговом происхождении эфората восходит 
своими корнями к царю Павсанию, в изгнании написавшему политический трактат 
пропагандистского толка. Растиражированное в поздней традиции, это ложное, по 
его словам, предание стало восприниматься как единственно верное
003_143
.


Г. Бузольт, который 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 326
 <<-