|
писание механизма принятия решений в апелле. Вот как об этом
пишет Плутарх: "А когда народ собирался, никому из прочих (граждан) не
дозволялось высказывать свое мнение (
eijpei'n me;n oujdeni; gnwvmhn tw'n a[llwn ejfei'to
), но во власти народа было утвердить предложения (
th;n (gnwvmhn)... proteqei'san
) геронтов и царей" (Lyc. 6, 6 / Пер. наш). Из этой фразы следует, что апелла
была последней инстанцией для утверждения или отклонения предложения,
представленного на ее рассмотрение герусией. Под выражением
th;n (gnwvmhn)... proteqei'san
, очевидно, имеется в виду заранее подготовленный герусией проект решения
наподобие пробулевмы афинского совета. Данное замечание Плутарха помогает лучше
понять значение инфинитивов
eij"fevrein te kai; ajfivstasqai
из Большой Ретры. Удовлетворительный смысл мы получим, если признаем, что эти
инфинитивы имеют одно и то же логическое подлежащее - "народ"
002_118
. В столь древнем законодательстве, каким является Большая Ретра, процесс
принятия решений не был и не мог быть детализирован. Поэтому нам нет никакой
нужды вслед за Г. Гилбертом и Н. Хэммондом предполагать, что логическим
подлежащим при
eij"fevrein
является герусия
002_119
, хотя на практике проекты решений в народное собрание, скорее всего, вносили
только геронты. Впрочем, вряд ли это происходило на основании закона. Скорее
всего, все спартиаты без исключения теоретически обладали правом
законодательной инициативы, но на практике они данным правом не пользовались в
силу привычки подчиняться тем, кто занимал более высокое положение в возрастной,
социальной или военной иерархии. В психологическом плане спартанская апелла
была много ближе гомеровской сходке воинов или собранию римской общины эпохи
царей
002_120
, чем афинской экклесии. Общий, почти абстрактный характер Большой Ретры,
по-видимому, позволял и в древности толковать данный документ так, как это было
выгодно правящему сословию, чьи интересы всегда представляла герусия.
Как бы то ни было, Большая Ретра закрепила верховную власть за народным
собранием, апеллой. Народное собрание, которое, конечно, существовало и до
Ликурга, из органа,
|
|