|
одчиненного герусии и царям, превратилось в правящий орган
наравне с этими аристократическими институтами. Ликург сумел увековечить
спартанскую апеллу в ее преобразованном виде, сделав заседания апеллы
регулярными и проходящими в фиксированном месте и в фиксированное время.
Все институты, перечисленные в Ретре, не являются изобретением Ликурга. Они
существовали, без сомнения, и до него. Спартанскому демосу не пришлось
насильственным путем избавляться от своей аристократии и через тиранию идти к
демократии, как это было во многих греческих полисах. У Спарты модель
политического развития оказалась иной. Большая Ретра Ликурга - это знак
начавшейся консолидации гражданского коллектива, в котором не аристократия была
низведена до народа, а наоборот, весь спартанский народ превратился в правящее
сословие. Недаром спартанцы очень рано стали именовать себя гомеями, т. е.
равными. Но их равенство было очень своеобразно - это было равенство внутри
слоя господ (в данной связи можно вспомнить членов английского парламента,
которые также называли себя пэрами, или равными). Таким образом, Ликургу и его
сторонникам, которые сами были представителями высшей аристократии, удалось
заложить фундамент для дальнейшей консолидации общества и превращения всех
полноправных граждан в военную элиту, устраненную от всякой производственной
деятельности.
Античная традиция в том виде, в каком она представлена у Плутарха, приписывает
Ликургу всю коллекцию особенностей государственной и общественной жизни Спарты.
Данная традиция идет еще от Аристотеля, который считал, что Ликург создал
совершенно новую конституцию, регулирующую всю жизнедеятельность полиса, точно
так же, как Солон двумя веками позже сделал это для Афин (Pol. II, 9, 1 1273 b
30-35)
002_121
. И в этом Аристотель по большому счету прав. Как правило, радикальные
политические реформы всегда сопряжены с одновременным социальным
реформированием общества. Конечно, не все преобразования, как мы увидим далее,
были осуществлены Ликургом, но в главных чертах именно он был автором
политического и социально-экономического реформирования спартанского общества
на рубеже IX-VIII вв.
002_122
Именно это основное качество законодательства Ликурга - его всеобъемлющий
характер - и зафиксировала наша традиция. Спартанцы на протяжении всей своей
истории воспринимали законы Ликурга как безальтернативный стандарт и его именем,
и под реставрационными лозунгами проводили подчас самые радикальные реформы.
Достаточно в данной связи вспомнить реформаторскую деятельность спартанских
царей конца III в. Агиса и Клеомена. Их реформы несли на себе печать
исключительной архаизации и проводились под лозунгом возврата к прошлым
институтам.
Аристотель находит, что лучшие греческие законодатели, к которым он причисляет
и Ликурга, принадлежали скорее к среднему сословию, чем к высшей знати или
простому народу. "Наилучшие законодатели, - пишет он, - вышли из граждан
среднего круга: оттуда происходили Солон (что видно из его стихотворений),
Ликург (царем он не был), Харонд и почти большая часть остальных" (Pol. IV, 9,
10, 1296 a). По мнению Аристотеля, именно выходцы из среднего класса были
способны подняться над партийными интересами и предложить конституцию,
учитывающую интересы общества в целом
002_123
. Судя по творчеству Солона, древние законодатели (номофеты) и устроители
(эсимнеты) прекрасно понимали неизбежность социального компромисса как
единственно возможного варианта для предотвращения смуты, ведущего к полной
анархии и дезинтеграции. Великий афинский законодатель, отвечая на обвинения,
раздававшиеся справа и слева, объяснял, что он действовал ради пользы всего
общества. Как и Ликург двумя веками раньше, Солон, прибегнув к спасительному
компромиссу для установления длительного социального мира, сознательно пошел на
конфронтацию с частью общества (fr. 5, 1-6 Diehl
3
)
002_124
.
Однако компромиссные по духу своему реформы Ликурга столь глубоко затронули
интересы части спартанской знати, что это отразилось даже на судьбе самого
законодателя. Он стал жертвой реакции и был вынужден отправиться в изгнание.
Традиция единодушна в том, что умер Ликург в изгнании. Среди мест его смерти
называли остров Крит и городок
|
|