Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: Л.Г.Печатнова - История Спарты (период архаики и классики)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 326
 <<-
 
ром, 
хранившимся у потомков самосского рапсода Креофила (Plut. Lyc. 4, 5). Этот 
рассказ, даже если в основе его лежит анекдот, тем не менее весьма любопытен. В 
нем зафиксировано представление древних о наличии в Спарте очень ранней 
письменной традиции.


В историографии ранняя датировка Большой Ретры часто отвергалась лишь на том 
основании, что от этого периода до нас не дошло ни одного письменного документа.
 Например, по мнению П. Оливы, Большая Ретра первоначально существовала только 
в устной форме, а текст, известный Плутарху, а до него, возможно, Аристотелю, 
отнюдь не являлся первоначальной версией. Основной аргумент П. Оливы - 
априорная уверенность, что в IX-VIII вв. ни о какой кодификации законов в 
Спарте не могло быть и речи. Он ссылается при этом на Афины, где первое 
письменное свидетельство датируется двадцатыми годами VII в.
002_80


С другой стороны, есть веские основания думать, что алфавитное письмо в Греции 
появилось очень рано - в IX, а может быть, даже в конце X в. Действительно, 
если около 800 г., как замечает Э. Д. Фролов, могли уже писать изысканным 
гекзаметром, то сама письменность появилась значительно раньше
002_81
. Как известно, самые ранние письменные документы были обнаружены на Крите, 
Фере и Мелосе. Именно Крит, с которым Спарта имела самые близкие контакты, 
поддерживал очень ранние и тесные связи с семитским Ближним Востоком (по 
крайней мере, с IX в.) и представлял собою центр раннего алфавитного письма
002_82
. Поэтому, как полагает Н. Хэммонд, вполне возможно, что первоначальная ретра 
была письменным документом конца IX в. и, вероятно, хранилась среди прочих

mantei'ai

Спартанского государства
002_83
.


В дальнейшем письменная культура Спарты всегда носила "полуподпольный" характер 
и официально не одобрялась. Спартанские власти старательно ограничивали 
применение письменности только военно-административной сферой
002_84
. В такой обстановке сохранение спартанцами слова "ретра" уже для письменных 
законов становится вполне понятным. Судя по некоторым сохранившимся документам, 
слово "ретра" как синоним закона употреблялось не только в дорийской, но и в 
ионийской среде. Так, сохранилась надпись от 1-й половины VI в. с острова Хиос, 
регулирующая деятельность местных магистратов. В ней идет речь о "ретрах 
народа" (

dhvmou rJh'trai

) (Tod
2
, N 1 = ML, N 8)
002_85
. Но использование в течение многих веков подобного архаического термина 
объясняется еще и тем, что спартанцы под словом "ретра" понимали 
санкционированное дельфийским оракулом постановление народного собрания. Для 
спартанцев их законы носили божественный характер уже в силу того, что они были 
освящены авторитетом Дельф. Так что в этот термин они вкладывали двойной смысл: 
приоритет устного законотворчества перед письменным и представление о своих 
законах как речениях Аполлона.

Согласно свидетельству Ксенофонта, Ликург обращался в Дельфы, по крайней мере, 
один раз (Lac. pol. 8, 5). Клемент Александрийский сообщает о том, что Ликург 
неоднократно посещал Дельфы и консультировался с Аполлоном (Stromat. I, 26, 152 
-  "Платон, Аристотель и Эфор пишут, что Ликург, постоянно возвращаясь в Дельфы 
к Аполлону, получал от него наставления относительно законов").
Надо заметить, что религиозный авторитет во все века имел огромное значение для 
спартанской политики. Античные источники свидетельствуют, что консультации с 
оракулами по делам, связанным с принятием политических решений, носили в Спарте 
более систематический и постоянный характер, чем где-либо еще (см., например: 
Her. V, 65; VI, 66; Thuc. I, 103, 1-3; 118, 3; Plut. Mor. 191 b; 209 a).

Взгляд, что Ликург получил свои законы в форме оракула, был общепризнанным в 
древности. На это указывают все древние авторы, начиная с Тиртея и Геродота, 
которые так или иначе касались темы спартанской евномии, Большой Ретры или 
Ликурга. Однако данную традицию также не раз пытались поставить под сомнение 
сторонники ревизии древнего предания. Так, по мнению Эд. Мейера, традиция о 
дельфийском происхождении Ликурговой конституции не что иное, как легенда, 
которая извне была привнесена спартанцам и около 400 г. официально ими признана
002_86
. С. Я. Лурье также оспаривает связь Большой Ретры с Дельфами, но аргументы у 
него иные по другой причине. Он полагает, что ретра значительно древнее той 
эпохи, когда Спар
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 326
 <<-