|
законом речение
божества. Так, у Фотия называется, среди прочих, и данное значение (
rJhvtra Lukouvrgou novmo", wJ" ejk crhsmw'n tiqevmeno"
). В подобном смысле использует это слово также Плутарх, так как в его
представлении законы были вручены Ликургу богом (Lyc. 13, 11; Mor. 403 e). Как
замечает Дж. Хаксли, "оракулы, конечно, становились ретрами только тогда, когда
они были признаны в качестве законов спартанским демосом. Если они были названы
ретрами до того, их следует считать сделками между Аполлоном и Спартой... Ретра,
таким образом, была оракулом, запущенным в действие спартанским демосом"
002_79
.
Все этимологические словари приводят слово
rJhvtra
в качестве дорийского варианта таких слов, как
rJh'ma
,
rJh'si"
, являющихся производными от глагола
ei[rw
.
Rhvtra
буквально означает "речь", "изречение", "слово" (русское слово "речь" имеет тот
же корень
re
). Сам факт использования именно такого слова предполагает, что
законотворчество Ликурга носило устный характер. Но, с другой стороны, Плутарх
имел перед собой письменный текст этого документа! Это противоречие,
по-видимому, объясняется тем, что спартанское общество всегда было склонно к
искусственной архаизации своей жизни. И хотя ряд центральных законоположений,
очевидно, был записан с самого начала, в дальнейшем основной упор делался на
воспитании граждан, а не на издании многочисленных законов. Дописьменная
культура в этом отношении казалась приоритетной, и Ликург, издавая свои законы,
прокламировал их как устные. Следы такого отношения спартанцев к письменной
традиции можно усмотреть в содержании одной из Малых Ретр. Из-за скудости
традиции невозможно соотнести Малые Ретры с каким-либо определенным периодом.
Во всяком случае, вряд ли их автором был Ликург, как думает Плутарх (Lyc. 13;
Ages. 26). Но программное заявление, отраженное в одной из Малых Ретр, "что
писаные законы не нужны" (Plut. Lyc. 13), по-видимому, свидетельствует о
негативном отношении спартанской элиты к кодификации права. Конечно, важнейшие
официальные акты, подобные Большой и Малым Ретрам, записывались и хранились в
Спарте (Plut. Mor. 116 f; ср.: Plut. Ages. 20). Сам Ликург и его окружение,
скорее всего, уже обладали высокой письменной культурой. Существует традиция,
связывающая Ликурга с гомеровскими поэмами. Во время своих путешествий он будто
бы посетил Самос и переписал поэмы Гомера, воспользовавшись экземпл
|
|