Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: Л.Г.Печатнова - История Спарты (период архаики и классики)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 326
 <<-
 
етра - это плод не документального, а 
литературного творчества. Он считает, что Ретра - это вторичный продукт, 
прозаическая редакция основ конституции, представляющая собой переложение 
соответствующих стихов Тиртея (fr. 3 Diehl
3
). Эд. Мейер был уверен, что текст Большой Ретры старше Аристотеля самое 
большее на 50 лет
002_70
. И. Тёпфер, возражая Эд. Мейеру, среди прочих аргументов привел и такой: 
трудно себе представить, как мог Аристотель поверить фальшивке, сфабрикованной 
всего полвека назад
002_71
. Отношение Эд. Мейера к законодательству Ликурга и, в частности, к Большой 
Ретре во многом определяется его взглядом на роль личности в истории. Согласно 
мнению Эд. Мейера, никакой, даже гениальный законодатель не в силах радикально 
изменить судьбу народа или государства. Даже само предположение, что один 
человек с помощью мудрых предписаний способен преобразовать жизненный уклад 
целого народа, кажется ему чудовищным. "Разве не ясно, - пишет Эд. Мейер, - что 
в основе этой Ретры лежит совершенно неисторический взгляд, что государственный 
порядок устанавливается по воле законодателя, который наколдовал его из ничего 
или из хаоса. Тот, кто верит, что в Спарте с помощью одноразового акта были 
вызваны к жизни деление народа на филы и обы, совет старейшин и власть 
народного собрания, тот должен также верить, что царь Ромул, вдохновленный 
своим собственным желанием, разделил народ на трибы и курии, на патрициев и 
плебеев"
002_72
. Но история нового времени не раз уже доказала, как ошибался немецкий историк.

Ретра является самым ранним известным нам конституционным документом 
архаической Греции. Архаичность языка и непонятные уже в классическую эпоху 
реалии заставляют думать, что этот документ очень древний и вполне может 
относиться к концу IX - началу VIII в. В пользу его древности можно высказать 
еще то соображение, что он был сформулирован чрезвычайно кратко. Еще Аристотель 
отмечал эту особенность ранних законодательств. По его словам, "старинные 
законы были чрезвычайно несложны и напоминали варварские законодательства" (Pol.
 II, 5, 12, 1268 b 38-40). С подобной же краткостью, например, был 
сформулирован письменный Закон (изложенный в Торе), который Бог дал Моисею. 
Согласно традиции, сохраненной в раввинистическом иудаизме, большинство 
заповедей в Законе были лишь кратко сформулированы и представляли собой общие 
утверждения, напоминающие заглавия или абзацы в книге. Исходя из традиционных 
установок, одновременно Бог дал Моисею также устный Закон, толкующий письменный.


Для раннего документа, каким является Большая Ретра, кажется странным только 
одно - несмотря на отдельные доризмы (употребление

a

вместо

h

), в целом документ написан на койнэ. Именно это обстоятельство Эд. Мейер 
использовал для доказательства того, что Большая Ретра - фальшивка, сочиненная 
не ранее IV в.
002_73
Но на это можно возразить следующим образом: такова манера изложения документов 
у древних авторов. Койнэ документа мы можем объяснить, если предположим наличие 
литературной правки, которую осуществил или сам Плутарх, или его источник. Так 
что если даже Плутарх имел дело с сугубо дорийским документом, то он все равно 
мог изложить его на койнэ. Напомним в этой связи, что в дорийских полисах 
документация нередко могла вестись на койнэ или на диалекте, близком к койнэ. 
Характерный пример тому - Херсонес Таврический, в документальных надписях 
которого хотя и встречались доризмы, но в целом они были составлены на койнэ
002_74
.


Текст Ретры представляет собой повелительное обращение от имени Аполлона к тому,
 кто испрашивает его совет. Таким образом, перед нами документ в форме 
изречения дельфийского оракула. Традиция издавать законы от имени божества 
очень древняя. Согласно Эфору, цари Крита "Радаманф, а затем Минос 
распространяли среди людей свои законы, как бы исходящие от Зевса" (ap. Strab. 
X, 4, 19, p. 482). Законы Ликурга, оформленные в виде изречения оракула, живо 
напоминают книги Законов у иудеев. Здесь также выступает некая программа на 
будущее в форме божественного откровения, данного древним пророкам. В этой 
программе декларировалось установление такого порядка, который был бы приятен 
Богу. На греческой почве в качестве 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 326
 <<-