|
ликанов,
нелепых и огромных телом исполинов. Обуянные надменностью, они породили
нечестивый замысел столпотворения и тотчас принялись за его осуществление. Но
ужасная буря божественного происхождения, взвихренная гневом небожителей,
разрушила башню, и боги, наделив каждого непонятным (для других) языком,
ввергли их в смятение. Одним из них был Иапетостеев Хайк, именитый и храбрый
нахарар, меткий стрелок из могучего лука".
Но покончим с этим порядком повествования, ибо наша цель - не излагать
историю во всей ее полноте, но стараться показать первых наших и коренных
древних предков. Итак, начиная (повествовать) по этой самой книге, скажу:
Иапетосте, Мерог, Сират, Таклад, то есть Иафет, Гомер, Тирас, Торгом. После
чего тот же летописец, продолжая, говорит: Хайк, Араманеак и остальные по
порядку, как мы сказали выше.
10
О восстании Хайка
Сей Хайк, говорит он, благолепный и статный, густокудрый, ясноокий и
могучий, славился среди великанов своей храбростью и выступал против всех, кто
стремился к единоличной власти над всеми великанами и богородными героями. Он
горделиво поднялся против тирании Бела в то время, когда род человеческий
распространялся по всей шири земли, среди скоплений неимоверно тупоумных
силачей-великанов. Так как каждый старался там обрести власть над другими, в
буйстве вонзая меч в бок своего собрата, то Белу и выпала в то время удача
завладеть всей землей. Хайк же, не желая подчиниться ему, после рождения сына
своего Араманеака в Вавилоне76[75], снявшись вместе со своими сыновьями,
дочерьми, сыновьями своих сыновей, могучими мужами числом около трехсот и
прочими домочадцами и приставшими к нему пришельцами и всем людом и
скарбом77[76], отправляется в землю Арарадскую78[77], расположенную в северных
краях. По пути он поселяется у подножия горы, на равнине, где осели и проживали
немногие люди из числа рассеявшихся еще раньше. Подчинив их, Хайк строит там
дом - господское обиталище - и отдает в наследственное владение Кадмосу, сыну
Араманеака. Это подтверждает упомянутые древние устные предания79[78].
Сам же, говорит (летописец), вместе с остальными людьми и скарбом
продвигается на северо-запад, приходит и поселяется на высокогорной равнине и
дает этому нагорью название Харк, указывающее, что поселившиеся здесь являются
отцами рода Торгомова дома80[79]. Строит и деревню и называет ее по своему
имени Хайкашеном81[80]. Также и в этом месте истории упоминается небольшое
число людей, поселившихся прежде в южной стороне этой равнины, у горы с
вытянутым основанием, которые добровольно подчиняются богородному герою. Это
тоже подтверждает упомянутые устные предания.
11
О сражении и о смерти Бела
Продолжая свой рассказ, (летописец) говорит, что Бел Титанид, утвердив
над всеми свою царскую власть, посылает одного из своих сыновей в сопровождении
преданных людей в северный край, к Хайку, (с предложением) подчиниться ему и
жить в мире. "Ты поселился, говорит он, в краю лютого холода; но согрей и
растопи стужу льда своего возгордившегося сердца и, подчинившись мне, спокойно
живи в стране моего обитания, где только тебе угодно". Но Хайк отсылает
прибывших от Бела с суровым ответом, и посланец возвращается обратно в Вавилон.
Тогда Бел Титанид ополчается на него с толпой пешей рати; добирается до
северного края, до земли Арарадской, до окрестностей дома Кадмоса. Кадмос бежит
к Хайку, заслав вперед скороходов. "Знай, великий среди богородных героев,
сообщает он, что Бел идет на тебя, собрав бессмертных героев и бойцов-великанов
ростом до небес. Я узнал о том, что он находится вблизи моего дома, и убежал, и
вот поспешно иду к тебе. Итак, поторопись обдумать, что ты будешь делать".
Бел же, с неукротимым и чудовищно-громадным полчищем, подобным
бурному потоку, низвергающемуся с крутизны, спешил достигнуть пределов обитания
Хайка, полагаясь на храбрость и силу (своих) могучих мужей. Тут разумный и
мудрый великан, густокудрый и с искрящимися глазами, поспешно собирает своих
сыновей и внуков, храбрых мужей-луконосцев, числом весьма немногих, а также
прочих, бывших в его подчинении, и достигает берега одного озера с соленой
водой, в котором водилась мелкая рыба82[81]. Собрав своих воинов, он говорит
им: "Встретившись с полчищами Бела, старайтесь подобраться к месту, где будет
находиться Бел в окружении толпы храбрецов. Либо умрем и наши люди попадут в
рабство к Белу, либо покажем на нем искусность перстов наших и, рассеяв полчище,
добьемся победы".
И продвинувшись вперед на многие стадии83[82], они достигают ровной
местности между высочайшими горами. Укрепившись на возвышенности справа от
потока вод и глянув вверх, они увидели беспорядочные толпы полчищ Бела,
распластавшиеся по лицу земли в безудержном стремительном движении, и Бела,
молча и недвижно стоявшего в окружении плотной толпы на бугре слева от вод, как
на наблюдательной вышке. Хайк признал в этой группе вооруженный отряд, с
которым Бел выдвинулся впереди полчищ, окруженный немногими избранными в
военном снаряжении, (и увидел), что от полчищ его отделяет большое расстояние.
На Беле же был железный, с блестящими привесками, головной убор, медные
пластины на спине и на груди, броня на икрах (ног) и на руках; чресла -
опоясанные, слева - обоюдоострый меч, в правой руке - копье невероятной длины,
в левой - щит, справа и слева - отборные воины. Увидев Бела в мощном вооружении
и отборных мужей справа
|
|