Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Армении :: MOBCEC XОPEHAЦИ - ИСТОРИЯ АРМЕНИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-
 
ществлял на греческом языке. Имеется еще много подобных же причин, почему мы 
назвали его греческим царем, но в интересах краткости ограничиваемся сказанным 
о нем),
       - но и многие именитые и посвятившие себя науке мужи из греческого мира 
пеклись о том, чтобы ввести в греческую словесность не только записи из царских 
и храмовых архивов других народов,- таковым нам представляется лицо, побудившее 
к этому Бероса10[9], халдейского мудреца, искушенного во всех науках,- но и 
величайшие и достойные удивления познания11[10], (которые) они обретя с трудом 
в разных местах, собрали и переложили на греческий язык: А-у X, А-у Ф, Г-у Е, 
М-у Ф12[11]. Мужи, имена которых нам хорошо известны, собрав все это, посвятили 
славе эллинского мира. Они, как любители мудрости, достойны похвалы за усердие 
и за то, что сумели найти (плоды) мудрости у других; но еще более достойны ее 
те, кто воспринял и оценил эти приобретения науки. Поэтому я не устану называть 
всю Грецию матерью и кормилицей наук.
       Сказанного достаточно, чтобы убедиться в необходимости для нас обращения 
к греческим историкам.
 
3
О нелюбознательном нраве прежних царей и правителей
 
       Не хочу оставить без упоминания и порицания нелюбознательный нрав 
древних наших предков, но здесь же, в начале нашего предприятия, произнесу по 
их поводу слова осуждения. Ибо, если поистине достойны восхваления те из царей, 
которые письменно, в историях, закрепили ход событий своего времени и 
увековечили все мудрые и доблестные деяния в сказах и историях, а вслед за ними 
удостоились нашей похвалы также те, кто тяжко трудился в архивах над созданием 
книг, благодаря чему мы, читая их сочинения, обретаем знание мирских законов и 
гражданских порядков, когда особенно вчитываемся в мудрые речи и истории 
халдеев и ассирийцев, египтян и эллинов, и при этом кажется и завидуем мудрости 
мужей, кои взялись за такой труд,- то, конечно, всем нам известно невежество 
"аших царей и прочих предков в науках и незрелость их разума. Ибо хотя мы и 
небольшая грядка, и числом очень ограничены, и обделены могуществом, и 
многократно бывали покорены другими государствами, но ведь и в нашей стране 
свершено много подвигов мужества, достойных быть письменно увековеченными, 
которые, однако, никто из них не позаботился записать в книги. Итак, если они 
не подумали даже о собственной пользе и не оставили миру памяти о самих себе, 
то есть ли нам смысл обвинять их и предъявлять им еще большие требования - 
(почему они не сделали этого) и в отношении прошлого?
       Но могут сказать: (это произошло) из-за отсутствия в то время письма и 
литературы, либо же из-за разнообразных войн, следовавших вплотную одна за 
другой. Но это мнение несостоятельно, ибо были же промежутки между войнами, как 
и персидское и греческое письмо, на котором написаны хранящиеся у нас по сей 
день многочисленные книги, содержащие сведения о собственности в деревнях и 
областях как и в каждом доме, об общинных тяжбах и сделках, особенно же - о 
наследовании исконных состояний13[12]. И представляется мне, что как у нынешних,
 так и у древних армян не было влечения к наукам и к сбору мудрых песен. 
Поэтому излишне продолжать наши речи о людях неразумных, глупых и диких.
       Но я поражаюсь плодовитости твоего ума; от начальных наших родов и до 
нынешних ты оказался единственным, способным предпринять столь важное дело и 
предложить нам взяться за исследование - в большом и полезном труде достоверно 
изложить историю нашего народа, (рассказать) о царях и нахарарских родах и 
домах, об их происхождении, о деяниях каждого из них, о том, какие из 
получивших известность родов местные, нашего племени, а какие - пришлые, 
укоренившиеся здесь и слившиеся с нашим племенем, (словом), описать все времена 
и события от поры беспорядочного столпотворения14[13] до нынешнего дня,- 
полагая этим принести себе прекрасную славу и радость без забот.
       На это скажу лишь одно: "Разве книга мне предстоит?"- как говорится в 
книге Иова15[14], или писания твоих предков16[15], которые помогли бы мне, 
пожалуй, подобно иудейским историкам, безошибочно низвести повествование от 
начала до тебя или же отправляясь от тебя и других возвести до начала. Но как 
бы то ни было, я начну, хотя это и трудно; лишь бы нашлись люди, благодарные 
нам за наши труды. Начну же я с того, с чего начинают другие, пребывающие в 
лоне церкви и во Христовой вере, считая лишним повторять легенды языческих 
писателей о начале и (прибегая к ним) лишь для последующего - для известных 
времен и мужей, в отношении которых с ними сходится и Святое Писание, пока 
неизбежно не доберемся до языческих историй; но и из них мы позаимствуем лишь 
то, что сочтем достоверным.
 
4
О том, что другие историки не согласны относительно 
Адама и прочих патриархов
 
       Нам следует кратко сказать о том, почему другие историки, я имею в виду 
Бероса, Полигистора17[16] и Абидена18[17], помышляя вопреки Духу, отклонились 
во мнениях относительно корня человечества, или, если кому угодно,- его 
вершины19[18], или того же Кораблестроителя20[19] и прочих патриархов, и не 
только по поводу имен или времени, но также в своем толковании начала рода 
человеческого, противном тому, что для нас является незыблемым.
       Ибо Абиден, подобно другим, говорит о нем так: "Ибо всепромыслительный 
Бог указал на него своему народу, как на пастыря и вождя". После чего 
добавляет: "Алор царствовал десять саров"21[20], что составляет тридцать шесть 
тысяч лет
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-