|
, что Геона — это не название места, а имя короля,
у которого этот человек командовал какимто воинским подразделением.
22 Описанная у Адамнана попытка исцелить короля с помощью камня из
сокровищницы с трудом вяжется с его гибелью на поле битвы, видимо, вдали от
королевской резиденции. Однако не исключена возможность, что, говоря о
пропавшем камне, Адамнан имел в виду не Бриде — современника Колумбы, а его
тезку и своего друга, тоже короля пиктов — Бриде, сына Биле (ум. 693).
23 Запись в «Анналах Тигернаха» датируется 596 годом, и в ней говорится
буквально следующее: «Убийство сыновей Аэдана, то есть Брана, и Домангарта, и
Эохайда Финда, и Артура в битве в Киркинне, в которой Аэдан был побежден, и
битва при Коранне».
24 То, что Биле был королем пиктов и бриттов одновременно, подтверждает
«Житие Адамнана» (то есть житие автора «Жития Колумбы»). Говоря о том, как
Адамнан похоронил Бриде, сына Биле, в монастыре на Ионе, автор жития называет
его «королем пиктов» и в то же время «властителем над Камнем Клайда» (Камень
Клайда — Алклуит — столица бриттских королей).
25 В 725 году ирландские анналы сообщают: «Симал (в другом написании —
Симул), сын Друс(т)а, связан», в 726 году — «Нехтон, сын Дер Или, связан
королем Друстом». Если понимать это имя так, как его пишут ирландские анналисты,
поирландски, то Дер Или как будто значит Дочь Айлея.
26 «Нехтон, сын Дер Или, взял королевскую власть у пиктов», — говорят
ирландские «Анналы Тигернаха».
27 Точнее говоря, в этом году произошло две битвы: первая — при Муирболке,
где пикты были разбиты войсками Дал Риады, и вторая — где сын Энгуса Бриде
победил некоего Талорка, сына Конгуса (о нем см. ниже).
28 Остров Тори считался святым местом. Есть легенда, что автор «Жития
Колумбы» Адамнан, обходя монастырское кладбище на этом острове, сказал, что на
этом кладбище покоятся «четверо: если бы они попросили Бога, чтобы море,
которое между Тори и материком, стало бы землей, и чтобы поднять небо с земли,
если бы оно на нее упало, то это было бы сделано ради них».
29 Толкование этого инцидента у автора основано на «Анналах Тигернаха».
Запись в «Анналах Ульстера» говорит, что не Талорк предал брата, а, напротив,
Талорк был предан своим братом (что выглядело бы естественнее, учитывая
упомянутое столкновение Талорка с Бруде).
30 Его звали Талоркан, сын Дростана.
31 Буквально — «отлив» (aithbe).
32 Маюскул — почерк, где используются прописные буквы (в отличие от
минускула).
33 Речь идет о праздновании Пасхи, которую ирландская церковь отмечала по
устаревшей системе расчетов даты праздника, от которой к тому времени в Риме
уже отказались. Конфликт затрагивал и другие церковные обычаи, в частности
форму тонзуры (ирландские и валлийские священники выбривали не макушку, а лоб)
и обряд посвящения епископов. См. далее главу «Спор о Пасхе».
34 В битве при КулДребене (или КулДревне) в 563 году Диармайд мак Кербалл,
король Ирландии, был побежден коалицией, состоявшей в основном из
представителей его же собственного рода Уи Нейллов, в том числе двоюродного
брата святого Колумбы — Айнмире, сына Сетны. В битве погибли, по сведениям
«Анналов Ульстера», три тысячи человек.
35 В древней Ирландии человек имел определенное положение в обществе и
находился под защитой закона, только живя с людьми из своего рода на территории
своего племени. Выйдя за эти пределы, он становился бесправным и должен был
чувствовать себя очень одиноко. Поэтому под паломничеством (peregrinatio)
понимался прежде всего разрыв связей с родом и племенем; отправляться очень
далеко было не обязательно. Паломничество считалось одним из видов мученичества.
36 Это не совсем так. Адамнан говорит (III, 3), что «неким синодом изза
какихто извинительных и даже простительных причин несправедливо (как в конце
концов и оказалось) святой Колумба был отлучен от церкви». Вполне понятно
нежелание автора жития останавливаться на ошибках своего героя, хотя они и
могли быть ему известны.
37 Запись в «Анналах Ульстера» о смерти Коналла (574 год) гласит следующее:
«Кончина на 16м году царствования Коналла, сына Комгалла, который подарил
остров Иона Колуму Килле».
38 Как бы ни обстояло дело в действительности, сам Адамнан, повидимому,
полагал, что святой жил
|
|