|
а Ионе практически с первого дня своего
«паломничества» за море, поскольку в предисловии к «Житию» говорится, что
Колумба «тридцать четыре года подвизался как островной воин Христов». Колумба
отправился в добровольное изгнание в 563м и скончался в 597 году.
39 К этой категории относится и рассказ о встрече святого с «лохнесским
чудовищем».
40 Имеется в виду освящение церкви в честь того или иного святого, то есть
названия церквей и монастырей.
41 Более того, сам аббат назывался noдревнеирландски comarba, то есть
«наследник». В быту аббат Армы назывался не «аббатом Армы», а «наследником
Патрика», аббат Корка — «наследником Барре» (Барре или Финдбарр — основатель
Коркского монастыря), аббат Ионы — «наследником Колумбы» и т. д.
42 Целью Адамнана было освободить ирландских пленников, угнанных Эгфридом во
время набега на Ирландию в 684 году.
43 Эта формулировка не случайна, ибо на Ионе, согласно обычаю, который брал
свое начало еще с самого Колумбы, аббат был одновременно священником
(пресвитером). Мы знаем, что на Ионе имелся и свой епископ, однако он, видимо,
находился в подчиненном положении по отношению к аббатупресвитеру.
44 Речь могла идти и об ирландском епископе по имени Пикт. Так, святой
Колумба воспитывался у священника по имени Круитнехан, то есть Пиктик или
Пиктенок.
45 См. главу 2.
46 Отождествление выглядит тем менее вероятным, что ирландский Риагал был
связан с королевством Дал Кайс на югозападе Ирландии, следовательно, его
деятельность проходила очень далеко от Ионы и Шотландии.
47 Святой Кайннех, друг святого Колумбы, был основателем монастыря Ахал.
48 Аббат носил ирландское имя Туаталан. Возможно, он и попал в ирландские
анналы именно потому, что был ирландцем.
49 «Кинаэд, сын Альпина, король пиктов, Эдульф, король саксов — умерли»
(«Анналы Ульстера», 858).
50 См. рис. 37, в.
51 Скорее всего, имеется в виду ручной бронзовый колокол. Такие колокола
использовались в кельтских монастырях, чтобы созывать монахов на молитву.
52 Миндскул — почерк, где употребляются строчные буквы (в латинской и
греческой письменности).
53 Лингвисты, считающие пиктский язык кельтским языком, связывают ipe с
галльским ре «и»; таким образом, ipe также может значить «и». С другой стороны,
известный ирландский лингвист Р.А.С. Макалистер полагал, что ipe является
словом неиндоевропейского пиктского языка и означает «сын сестры», приводя к
этому параллели из финноугорских языков.
54 который здесь
55 Колофон — запись, содержащая данные об авторе и(или) переписчике рукописи.
В средневековых манускриптах, как правило, помешалась в конце рукописи.
56 Имеются в виду англосаксы и древние ирландцы, которые в VIII—X веках
создавали каменные кресты с рельефами.
57 Книга из Дарроу (Евангелие из Дарроу) — ирландская рукопись
Четвероевангелия VII века, древнейшая дошедшая до нас полная островная рукопись
Евангелия. Хранится в Тринитиколледже (Дублин).
58 Кольцо, изображенное за перекладиной креста, характерно для так
называемых «кельтских» крестов и предположительно является символом Солнца. См.
рис. 27.
59 См. рис. 27, а, в.
60 См. рис. 27, в.
61 «Физиолог» — сборник, составленный во II—Ш веках н. э. в Александрии на
греческом языке. В нем содержались описания как реальных, так и вымышленных
животных (василисков, кентавров, единорогов). Рассказывая о поведении животных,
авторы сопоставляли их качества (жестокость, доброту, хитрость) с качествами
людей. Книга фактически служила учебником христианской морали. В IV веке она
была переведена на латинский язык и пользовалась огромной популярностью на
протяжении всего Средневековья. Ориген, Василий Великий, Августин и другие
видные богословы неоднократно пользовались материалами «Физиолога».
62 Золототысячник полатыни назывался centaurium; по легенде, рассказанной
Плинием Старшим в «Естественной истории», с помощью этого растения кентавр
Хирон некогда исцелился от ран.
63 В работах других специалистов выдвигаются обоснованные предположения о
том, что на котле из Гундеструпа и на рогах из Галлехуса показан осмысленный
ряд изображений и символов, отражающих события того или иного мифологического
сюжета: на котле — кельтского мифа, посл
|
|