|
Библии Самсон спит,
положив руки и голову на колени Далилы. В результате его голова оказывается на
одном уровне с поясом Далилы. Эта разница в уровне голов сохраняется в пиктской
скульптуре, но, поскольку сложная поза полулежащего Самсона превышала
возможности пиктского художника, неопытный копиист превратил героя в карлика.
Несмотря на низкое качество работы, художник оставил нам ключ, позволивший
разгадать композицию использованного им образца, который, видимо, был очень
близок к замечательным греческим изображениям Самсона.
У пиктских скульпторов был доступ к ряду иллюстраций, касающихся случаев
из жития святого Павла и святого Антония. Нетрудно понять, что тогда, в эпоху
монашества, эти двое святых — святой Павел, первый отшельник, и святой Антоний,
великий патриарх монахов, — пользовались особым почитанием. Их жития,
написанные святым Иеронимом и святым Афанасием, соответственно, должны были
быть хорошо известны, и интерес к этим двум святым отшельникам в ту эпоху
подтверждается изображениями происшествий из их житий на ирландских,
нортумбрийских и пиктских скульптурах раннего Средневековья.
Пиктские скульпторы дали нам три иллюстрации на эту тему (рис. 35).
Первая показывает двоих святых сидящими параллельно по две стороны креста. Над
ними помещены символы, которые, видимо, должны были помочь зрителю
идентифицировать святых — так, как изображают символы евангелистов. Символ
святого Павла — это финиковая пальма, которая давала ему еду и одежду, а символ
святого Антония — фигура, представляющая небесное видение, которое явилось к
нему в тот момент, когда его больше всего мучили демоны. Эта сцена показана на
камне из ФаулисВестер (фото 44) и в сокращенном варианте фигурирует в
Данфалланди.
Вторая сцена показывает знаменитый случай, о котором рассказывает
Иероним: ворон, который обычно приносил Павлу половину хлеба, принес целый хлеб,
когда к нему в гости пришел святой Антоний. Иероним рассказывает, что между
святыми возник спор, кто должен преломить хлеб; наконец они решили взяться за
него с двух сторон и потянуть. Этот случай показан на камне из СентВидженса
(номер 7 у Ромилли Аллена), где святые сидят и оба держат хлеб (фото 45). Линия,
прочерченная по хлебу, показывает, что он вотвот сломается, однако в то же
самое время ворон (сейчас эта фигура испорчена, но всетаки видна) продолжает
держать хлеб в клюве: таким образом художник объединил последовательные события
в одну сцену.
44. Плита с крестом. ФаулисВестер, Пертшир. Песчаник. Высота около 155
см. По сторонам креста расположены фигуры святых Павла и Антония, знаменитых
отшельников (или, во всяком случае, две сидящие фигуры). Фигура слева
изображена на фоне леса с символическими деревьями. Гротескные сцены в верхней
части плиты, видимо, напоминают нам о библейском Ионе и о том, как его выплюнул
кит.
45. Плита с крестом. СентВидженс 7, Энгус. Песчаник. Высота около 1, 65
м. Музей СентВидженса. На пересечении перекладин креста расположен центральный
медальон с насыщенным орнаментом (как и на камне из двора пасторского дома в
Глэмисе). Иконография камня напоминает камень из ФаулисВестер, но вдобавок к
святым Павлу и Антонию здесь есть любопытное изображение языческих обрядов:
поклонение быку или жертвоприношение и человек, которого держат вверх ногами,
причем его голова находится то ли на плите, то ли в котле. Возможно, эти
изображения не имели для скульптора никакого смысла, и он вставил их сюда чисто
по художественным соображениям.
На фронтоне плиты в Нигге показана сцена, предшествующая разделу хлеба
(фото 61). С неба спускается ворон с целым хлебом, и святые преклоняют колена
под финиковой пальмой, благодаря Бога за это чудо. Ворон кладет хлеб на дискос,
поскольку здесь, как и в некоторых ирландских изображениях этого сюжета, сам
хлеб и его последующее преломление понимается в литургическом смысле.
Собакообразные существа по обеим сторона дискоса, судя по всему, — два льва,
которые помогали святому Антонию похоронить святого Павла.
Маловероятно, что у пиктских художников был доступ к какимто
изображениям святых Павла и Антония, которые были недоступны ирландским и
нортумбрийским скульпторам, и мы можем полагать, что их более полное
отображение стало возможным благодаря тому, что у пиктских скульпторов было
больше места и их больше интересовал показ сцен с фигурами.
В своем обзоре христианской иконографии на памятниках классов II и III я
оставила до самого последнего момента рассмотрение весьма интересной и
значительной иконографии Давида. Изображения Давида фигурируют на очень важной
группе связанных между собой памятников, которые здесь уже отчасти
рассматривались, а именно: на саркофаге из СентЭндрюса и на плитах из Нигга и
у дороги в Аберлемно (фото 59, 61, 62). Эти и менее важные связанные с ними
монументы, очевидно, были созданы под влиянием новых течений, которые легче
всего определить, если проанализировать одновременно их стиль и иконографию.
Саркофаг из СентЭндрюса — одна из наиболее амбициозных из множества
исторически связанных между собой попыток возродить художественную форму
саркофага, таких, как ранний мерсийский крытый надгробный памятник в Уирксуорте
(Дербишир), Джедбургская усыпальница и усыпальница школы Святого Леонарда.
Традиция небольших резных ларцов, из которых до нас дошел только ларец Фрэнкса,
также, несомненно, сыграла свою роль.
Декор различных секций на саркофаге из СентЭндрюса заставляет
предполагать, что это оригинальная местная попытка, которая должна была
соответствовать общему замыслу античного саркофага
|
|