|
этих мотивов, однако исторически вероятные
прототипы найти трудно (фото 41).
Сцена битвы на задней стороне камня из церковного двора в Аберлемно,
пожалуй, самая интересная из большого количества сцен, где показаны всадники
(как правило, занятые охотой). Вместе эти сцены составляют замечательный, если
не уникальный, корпус чисто светских изображений, основанных на исторических
событиях или на литературных источниках.
Наша оговорка — «если не уникальный» — вполне справедлива, поскольку
существует ряд скульптурных крестов раннего Средневековья в Англии и на острове
Мэн, где изображены сцены, не имеющие отношения к христианской традиции и
иконографии, но, напротив, взятые из литературных источников. Таким образом,
эту иконографию также можно назвать «светской». Считается, что на кресте из
Госфорта показан момент из поэмы «Прорицание Вельвы», которая входит в состав
«Старшей Эдды». Древко креста в Халтоне (Ланкашир) и группа камней на острове
Мэн со всей очевидностью отражают сцены из легенды о Сигурде.
Техника исполнения на камнях с изображениями Сигурда невысока, и мы не
можем считать, что ремесленники, которые их выполняли, разработали свою
собственную иконографию. Кроме того, мы можем вспомнить об особом источнике
изображений, а именно вышивке. Вышивки с легендой о Сигурде до нас не дошли,
однако литературные источники заставляют полагать, что такие вышивки
существовали. В «Саге о Вельсунгах», например, Брюнхилд, сидя в своей спальне,
«вышивала золотом на пяльцах те подвиги, что совершил Сигурд». В начале XI века
в Норвегии при дворе Олава Святого скальду по имени Торфинн приказали сочинить
стихотворное описание сцен, представленных на гобелене в главном зале. Сцены,
которые описал Торфинн, те же самые, что и на камнях с Сигурдом.
Таким образом, можно предположить, что и другая замечательная группа
светских сцен на скульптурных камнях раннего Средневековья, а именно сцены на
пиктских камнях с крестами и прежде всего сцена битвы в Аберлемно, точно так же
ведут свое происхождение от узоров вышивки. Конечно, это всего лишь
предположение, основанное на аналогиях, к тому же относящихся и к более
позднему периоду, чем камень в Аберлемно, и к областям, расположенным вне
пиктской территории. В одной описи гобелен, подаренный аббатству в Эли
Этельфледой, вдовой Бюрхтнота (ум. 991), назван изображающим «деяния ее
супруга». Мы можем считать, что на этом гобелене был изображен Бюрхтнот в
сражении или ободряющим воинов перед битвой при Мэлдоне. Фрагмент вышивки был
обнаружен в корабле викингов в Осеберге: там показан всадник, лошади, везущие
повозки, и пешие воины, вооруженные щитами и копьями. Все фигуры представлены
на разных уровнях и строго в профиль. Все это очень напоминает композицию сцены
битвы в Аберлемно, хотя качество рисунка, конечно, ниже. Гобелен из Байе —
величайший пример раннего светского гобелена. Его совершенство заставляет
полагать, что он был плодом долгой традиции. Сцены, изображающие всадников и
пехотинцев в начале битвы при Гастингсе, очень похожи на сцену битвы из
Аберлемно, и не просто изза темы, но и по всей манере рисунка.
Можно сказать, что светские сцены (литературные или исторические)
изображались в раннем Средневековье в форме вышивки. Фактически только вышивка
давала возможность изображать циклы светских сюжетов, поскольку иллюстрация
рукописей соотносилась с потребностями клириков, которые одни и пользовались
этими книгами. Кроме того, светские сюжеты, естественно, были более интересны
для мирян. Для украшения их жилищ и требовались гобелены.
Поскольку сцена битвы в Аберлемно представляет собой тип сюжетов, которые
позднее часто можно видеть на вышивках, разумно было бы предположить, что он
основан на местной традиции гобеленов, никаких других свидетельств о которой до
нас не дошло. Если передняя часть камня из церковного двора в Аберлемно — это
каменная страница из книги, то задняя часть — гобелен в камне.
Другие пиктские скульпторы не пытались изображать сцен сражений, подобных
этой, однако сравнительно рано в истории камней класса II пиктские художники,
видимо, изобрели либо переняли из какогото местного источника того же типа,
что и вышивки, или с какоголибо зарубежного образца традиционные сцены охоты.
Этот установившийся тип, наверное, наиболее ярко представлен на камне из
ХилтонофКадболл (фото 60). Среди особенностей этого мотива — диагональное
расположение охотников и помещение на оставшемся за счет этого месте для
предводителя группы прыгающей лани, на которую одновременно с плеч и сбоку
нападают две бегущие собаки. Хотя этот рисунок замкнут в небольшом пространстве,
он удивительно хорошо передает впечатление бурного движения. Однажды
появившись, сцена охоты повторялась с небольшими вариациями снова и снова.
Мотив следующих за охотниками трубачей, которых мы видим на камне из
ХилтонофКадболл, — более позднее дополнение к формуле, о которой мы поговорим
позже.
Несколько камней с юга страны пиктов можно назвать «камни с чудовищами»
(фото 47—49, 53—55). Это камни из Росси, Данфалланди, СентВидженса (номера 1 и
4 по Ромилли Аллену), Гаска, Вудрея, Инчбрайока и несколько камней из Мигла
(номера 4, 5, 9 и 23 по Ромилли Аллену).
47. Плита с крестом. Вудрей, Энгус. Песчаник. Вы
|
|