Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Англии :: Изабель Хендерсон - Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-
 
в в развитии ирландскоанглосаксонского 
стиля. В таком случае эти элементы могли попасть к пиктам из Нортумбрии в любой 
момент после появления самого ирландскоанглосаксонского стиля и не возникли, 
как это предполагалось, поколение спустя после появления Евангелия из 
Линдисфарна.
      
      
      На самом деле вполне разумно было бы рассматривать появление класса II 
как одно из следствий пиктсконортумбрийского сближения, организованного 
Нехтоном около 710 года. О любви Нехтона ко всему нортумбрийскому мы уже 
говорили в одной из предыдущих глав. Согласно Беде, нортумбрийские архитекторы 
отправились на север, чтобы наблюдать за постройкой каменной церкви для Нехтона,
 и эту церковь, видимо, успели построить до крушения политической карьеры 
Нехтона. Легко представить себе, что пиктские художники познакомились с 
искусством нортумбрийской книжной миниатюры именно в это время и с энтузиазмом 
переносили мотивы этого искусства на свои каменные памятники.
      Как и весь остальной орнамент, кресты на наиболее ранних образцах класса 
II выполнены очень неглубоким рельефом. Шло время, и пиктские скульпторы 
«переросли» свои рукописные образцы, по крайней мере некоторые мастерские стали 
активно разрабатывать возможности, которые давал все более и более 
углублявшийся рельеф. Пиктское искусство, наверное, производит наиболее сильное 
впечатление тогда, когда больше всего использует то, что свойственно именно 
пиктскому гению — утонченное владение линией, но, тем не менее, и памятники, 
выполненные в более позднем и смелом стиле, производят глубочайшее впечатление. 
Плоский крест, словно бы взятый прямо с рукописной страницы, заменяется (правда,
 не везде) на нечто гораздо более похожее на отдельно стоящий крест. В 
отношении размера и пропорций креста такие камни, как камень у дороги в 
Аберлемно и камень из Мигла с изображением пророка Даниила, с архитектурной 
точки зрения выглядят как стоячие кресты, а не как плиты (фото 56, 58). 
Абстрактные узоры на более поздних памятниках показаны трехмерно; активно 
используются выступающие гвоздики и шишки. На камне у дороги в Аберлемно 
закругленные углубления у перекладины креста вынесены вперед, и новое кольцо 
полностью окружает верх креста. В Данфалланди типичный «книжный» крест украшен 
простым орнаментом из групп гвоздиков. В Нигге крест покрыт обычным орнаментом, 
выполненным в неглубоком рельефе, однако фон усыпан гвоздиками, образованными 
из концов спиралей, и шишками, которые на самом деле являются раздутыми 
закруглениями орнамента (фото 61). Сложность узора на плите из Нигга граничит с 
декадентством, хотя следует отметить, что этот памятник просто «не 
фотогеничен»: фотография сразу позволяет охватить глазом орнамент, и поэтому он 
кажется излишне навязчивым. Когда смотришь на сам камень, взгляд падает на 
отдельные фрагменты орнамента, исполненного с потрясающим мастерством. 
Удивительная тонкость самой плиты также противоречит эффекту пышности, который 
производит снятая спереди фотография.
      
      
      56. 57. Плита с крестом. Мигл 2, Перт. Песчаник. Высота около 2, 4 м. 
Музей Мигла. Эта монументальная плита с крестом, хотя и выветрившаяся, до сих 
пор впечатляет своей богатой пластикой и размерами. 
      
      Центральный декоративный мотив змей, извивающихся вокруг покрытых 
переплетающимся орнаментом шишек, мы находим также на саркофаге из СентЭндрюса 
(фото 64). Это мотив очень напоминает орнамент на позолоченном бронзовом 
предмете ирландского происхождения VIII века, где он, однако, использован более 
экономно: сами извивы змей образуют выступающие закругления.
      Камень с изображением пророка Даниила из Мигла, который фактически 
является памятником класса III, несет на себе крест уникального типа. Здесь 
верхние сегменты кольца образуют верхнюю часть монумента, и таким образом крест 
— по крайней мере отчасти — выходит из плиты. Гвоздики на перекладинах креста и 
окружающем его кольце, несомненно, пришли из ювелирного искусства, отражая 
прием украшения поверхности драгоценными камнями и эмалью, как, например, на 
потире из Ардаха. Но эффект этого приема ничем не напоминает о ювелирных 
изделиях: вместо этого привносится впечатление силы и мощи, которое производит 
этот величественный памятник.
      Орнамент на таких поздних пиктских памятниках очень напоминает орнамент 
шишек на крестах с острова Иона, и Р.Б.К. Стивенсон выдвинул убедительные 
доказательства в пользу того, что эволюция стиля шишек на этих крестах 
проходила, по крайней мере, отчасти под влиянием пиктских образцов. Такое 
влияние могло иметь место в начале IX века, когда, как мы видели, пиктский 
король Константин, сын Фергуса, и затем его сын правили одновременно скоттами 
Дал Риады и пиктами.
      
СВЕТСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
      
      Крест и орнаменты на нем — это область, где искусствовед может проводить 
сравнения с другими памятниками искусства раннего Средневековья, однако одной 
из наиболее замечательных характеристик пиктской рельефной скульптуры является 
множество изобразительного материала, для которого нельзя подобрать никаких 
сравнений и параллелей.
      
      
      В первую очередь это сама символика памятников. В показе символов на 
камнях класса II, как мы уже говорили, сохраняются общие очертания символов, 
однако более поздние скульпторы, видимо, могли беспрепятственно отступать от 
традиционной трактовки орнамента.
      Натуралистичные звери также фигурируют на камнях класса II, однако 
прежние мощные животныесимволы превратились в обычных животных, которых 
художники наблюдали и изображали точно и проницательно. Некоторые элементы 
изображений животных, например звери, стоящие на коленях, и мотивы, где 
фигурируют страшные чудовища, нападающие на домашних животных, возможно, 
указывают на восточное происхождение
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-