Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Англии :: Изабель Хендерсон - Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-
 
ота около 1, 7 м. 
Обнаружена в фундаменте замка Вудрей в двух милях к северу от Аберлемно. Теперь 
хранится в Национальном музее древностей в Эдинбурге. На камне изображен целый 
ряд чудовищных зверей, что характерно для этой стадии развития пиктского 
искусства. 
      
      
      48. Плита с крестом. Данфалланди, Пертшир. Песчаник. Высота около 1, 5 м. 
Расположена в Данфалланди, в двух милях к юговостоку от Питлохри, но ранее 
находилась в часовне близ Килликрэнки. Рельеф на задней части плиты обрамлен 
двумя монстрами с головами волков и рыбьими хвостами; их высунутые языки 
облизывают голову человека на верхушке камня, развивая, таким образом, принцип 
обрамления, который мы уже наблюдали в сцене битвы из Аберлемно. Большой крест 
на передней части плиты украшен выступающими шишками. С обеих сторон креста 
изображены фантастические звери, типичные образчики пиктского «бестиария», как 
и на кресте из Вудрея. 
      
      
      49. Плита с крестом. СентВидженс, Форфаршир. Песчаник. Высота около 1, 5 
м. Музей СентВидженса (ср. фото 52). По обеим сторонам креста — гротескные 
чудовища разнообразной формы, показанные с разных точек зрения. 
      
      
      52. Резной камень. СентВидженс 1, Энгус. Высота камня в целом составляет 
около 1, 1м (ср. фото 26 и 49). Помимо трех символов, камень украшен 
натуралистическими изображениями зверей в различном масштабе. Судя по всему, 
сюжеты с животными не связаны друг с другом. Они выглядят так, как будто взяты 
из книги с образцами стереотипных рисунков. Некоторые, как, например, лань, 
кормящая детеныша, являются достаточно архаичными. Фигура лучника встречается 
на камнях класса II. 
      
      
      53. Плита с крестом. Мигл 4, Пертшир. Песчаник. Высота 1, 5 м (в целом). 
Музей Мигла. На верхней части плиты мы видим близко расположенные друг к другу 
изображения всадников, животных и пиктских символов. Между ними вплетены 
замысловато переплетенные змеи. Их изящные и сложные извивы напоминают стиль 
англодатских урн. 
      54. Мигл 4. Сторона с крестом. Животные, обрамляющие верхнюю перекладину 
креста, столь же изящны, как на плите из Данфалланди. Рамки, превращающиеся в 
животных в верхней точке камня, — мотив, который часто встречается на плитах с 
рельефами. 
      
      
      55. Деталь каменной плиты. Мигл 26, Перт. Песчаник. Длина камня 1, 5 м. 
Впечатляющий монстр, хвост которого перевит змеей, весьма напоминает по замыслу 
извивающихся змей на фото 53. 
      
      Можно выделить восемь основных типов фантастических животных, которые 
фигурируют на этих камнях. Это не просто фантастические не то ящерицы, не то 
змеи, которые часто можно встретить в рукописях и на ювелирных изделиях того 
времени. Пиктские чудовища изображены ясно и четко, со вниманием к 
выразительным деталям, которое характерно для трактовки аллегорических зверей 
(рис. 29). Этот факт наряду с ограниченным количеством известных типов 
заставляет предполагать, что некоторые мастерские пользовались какимто одним, 
определенным литературным источником.
      
      
      Джозеф Андерсон предположил, что в основе этого аспекта иконографии 
животных на камнях класса II лежит какаято версия «Физиолога»61. Наиболее 
ранний дошедший до нас иллюстрированный «Физиолог» можно датировать IX веком, 
однако вполне возможно, что существовала и более ранняя иллюстрированная версия.

      Еще более многообещающим источником, чем «Физиолог», является 
иллюстрированная версия «Чудес Востока», о которой Андерсон не упоминает. 
Англосаксонская версия в Британском музее содержит значительное число мотивов, 
включающих изображения чудовищных животных и странных людей, которые очень 
похожи на мотивы на пиктских камнях. Во введении к факсимильной публикации этой 
книги, осуществленной Роксбургским клубом, М.Р. Джеймс сделал интересное 
предположение, согласно которому иллюстрированная версия «Чудес» была частью 
«Космографии», которую аббат Кеолфрид преподнес королю Алдфриду в обмен на 
участок земли. Кеолфрид, как мы видели, тесно общался с пиктами, и, таким 
образом, вполне возможно, что пикты видели эту рукопись. Конечно, иллюстрации 
из такого редкого рукописного источника вполне могли бы объяснить этот элемент 
в пиктской иконографии. Вне зависимости от того, можно ли установить связь 
между пиктскими памятниками, «Физиологом» и «Чудесами Востока», нет никаких 
сомнений в том, что появление странных людей и чудовищных зверей на пиктских 
камнях, по всей видимости, отражает исключительный интерес к преданиям о 
чудовищах, вообще свойственный европейцам в VIII—IX веках.
      
      
      Последний элемент в светской иконографии камней класса II — это смешанная 
группа сцен с фигурами, каждая из которых фигурирует только на одном камне и 
которую очень трудно отождествить. Это сцены с котлом на камнях из 
ФаулисВестер, Глэмиса и Олбстера (рис. 30). Композиция этих изображений 
различна. Здесь много людей с головами животных и особенно птиц, как, например, 
в Папайле и Росси (рис. 31). Часто люди сражаются с чудовищами — руками или с 
помощью кинжала, причем каждое чудовище нарисовано посвоему. Такое 
единообразие тем наряду с разнообразием иллюстраций заставляет предполагать, 
что перед нами — отдельные изображения какогото легендарного сюжета. Однако 
может быть и так, что это — вариации на ходячие мотивы, которые уже
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-