|
видетельств наличия поселения эпохи бронзового века.
Пещера использовалась и позднее (хотя, видимо, только временно) в римский
период (IV век н. э.). Среди рисунков на стенах пещеры — упрощенные варианты
пиктских символов, но отчет о раскопках не позволяет определить, можно ли
связать их появление с какойлибо из фаз заселения или они с таким же успехом
могут быть работой временных постояльцев или рыбаков, искавших убежища от бурь.
39. Плита с крестом. Глэмис, Энгус. Песчаник. Высота около 2, 6 м (ср.
фото 30). Деталь передней стороны камня с крестом. Ранний образец пиктской
рельефной скульптуры; некоторые его части демонстрируют переход от резьбы к
технике рельефа. В центре креста находится круг, заполненный орнаментом, как и
на кресте с плиты из монастыря в Росси в 12 милях от Глэмиса. Кентавр и зверь
по сторонам верхней перекладины креста, видимо, просто заполняют пространство,
но композиция в целом производит впечатление спокойствия и достоинства. На
обеих сторонах камня из Глэмиса мы видим мощные и четкие линии. Этот камень
относится к шедеврам пиктского искусства.
Главным различием между классом I и классом II является наличие
переплетенного креста. Представляется возможным, что изменение характера
памятников — просто результат включения этого нового мотива. Для креста нужно
было правильное прямоугольное поле, поэтому и приходилось вырезать плиты такой
формы. Чтобы переплетение выглядело эффектно, необходим был неглубокий рельеф,
который помог бы передать переплетение «лент», и у пиктов был способ достичь
этого. В результате и получилась стоячая плита с неглубоким рельефным
орнаментом, которая является характерной для камней класса II.
Ромилли Аллен выделил тринадцать различных типов крестов на памятниках,
принадлежащих к классу I и классу II. Один интересный тип, не упомянутый у
Аллена, но замеченный Р.Б.К. Стивенсоном, — это крест с «четырехлепестковым»
кольцом58, вместо обычного круглого. Кольца такого типа мы видим на группе
ранних монументов, между которыми есть и другие общие черты, в том числе на
камнях из церковного двора в Аберлемно и в Исси. Такая трактовка кольца не
встречается в ирландских или нортумбрийских источниках, но ее можно видеть на
некоторых доскандинавских крестах острова Мэн. В таком контексте, однако, это
могло быть и пиктское заимствование.
У наиболее обычного типа креста на пиктских памятниках — закругленные
углы с углублениями или двойные квадратные углы с углублениями соответственно59.
Круглые углубления на углах перекладины креста обычны как для нортумбрийской,
так и для ирландской скульптуры. Тип двойного квадратного угла с углублениями в
скульптуре не встречается: в основном он характерен для рисунка. Примеры такого
мотива встречаются на орнаментальных страницах в Книге Дарроу, в Евангелии из
Линдисфарна и в Евангелии из Личфилда. Сочетание кольца с таким типом креста,
которое также встречается на пиктских скульптурах, судя по всему, является
сочетанием скульптурных и рукописных источников.
Обычно древко креста является прямым продолжением его нижнего конца,
причем основание и древко различаются изменением орнаментального наполнения.
Такое изменение орнамента постоянно наблюдается на ирландских крестах VIII века
с переплетающимся орнаментом.
Иногда древко отделяется от нижнего конца креста выемками примерно в
половину величины заглубленных углов любого типа, которые мы видим на
пересечении перекладин. Подобный же мотив наблюдается на странице с крестом в
Евангелии из Линдисфарна60.
Таким образом, судя по всему, пикты, как и следовало ожидать,
заимствовали свой тип креста из тех же источников, что и ирландские и
нортумбрийские художники. Однако такое нововведение, как «четырехлепестковое»
кольцо, показывает, что они не просто копировали свои образцы.
Ромилли Аллен с доскональной точностью описал все варианты орнамента,
который использовали пикты для украшения своих крестов, однако сравнительных
исследований этих потрясающе разнообразных переплетений, спиралей и меандров
пока нет. Р.Б.К. Стивенсон выделил характерный тип плотного переплетения; можно
выделить и несколько типов, характерных для отдельных местностей. Например,
узор, которому у Аллена присвоен номер 553, встречается только в Пертшире и
Энгусе. Очевидно, что камни, которые можно объединить в группы по какимто
другим признакам, имеют и общие типы орнамента, хотя зачастую и в других
контекстах. Можно предполагать, что у каждой мастерской был собственный набор
образцов орнамента.
Судя по всему, у пиктских скульпторов с самого начала не возникало
никаких трудностей с изображением переплетающихся орнаментов. Анализ Аллена не
показывает постепенного развития — с ошибками и лишними перекрытиями. Напротив,
согласно Аллену, три больших круглых узла на раннем камне из двора пасторского
дома в Глэмисе наполнены самым сложным из дошедших до нас плетеным орнаментом в
скульптуре. Приемы (несомненно, ирландскоанглосаксонские) были использованы
творчески, по крайней мере, насколько можно судить, не видя прототипов.
В общем и целом ирландскоанглосаксонские элементы на таких ранних плитах
с крестом, как плиты из двора пасторского дома в Глэмисе и церковного двора в
Аберлемно, настолько высокого качества, что, видимо, свидетельствуют о
свободном участии пиктских скульптор
|
|