Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Англии :: Изабель Хендерсон - Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-
 
ль крестов из Рутвелла и Бьюкасла очень 
далек от ранних образцов пиктской рельефной скульптуры, и только в самом общем 
смысле можно говорить о том, что эти произведения послужили образцом для 
своеобразного стиля пиктского рельефа (если вообще послужили).
      
      
      Качество исполнения рельефной скульптуры у пиктов было необычайно высоко. 
Оно проделало путь от неглубокого, изысканно выполненного рельефа (Росси, 
Глэмис, Исси, церковный двор в Аберлемно) до пластической моделировки (крест у 
дороги в Аберлемно, великолепные камни Мигла). На севере завершенность креста 
из ХилтонофКадболл и исключительная сложность плиты из Нигга наглядно 
показывают техническое совершенство скульпторов (фото 60, 61).
      
      
      60. Плита с крестом. ХилтонофКадболл, Россшир. Песчаник. Высота около 2,
 3 м. Национальный музей древностей, Эдинбург. Сторона плиты, на которой был 
нарисован крест, стерлась. На верхней половине оборотной стороны три 
колоссальных символа говорят о полном забвении традиционных мотивов заполнения 
фигур. В центральной части показана типичная сцена охоты, где обращают на себя 
внимание женщинавсадница и сопровождающие ее трубачи. Мотив трубкообразной 
спирали под сценой охоты и орнамент из тонких листочков и птиц в обрамлении 
рельефа выглядят хрупкими и сложными, напоминая искусство Мерсии начала IX века.
 
      
      
      61. Плита с крестом. Нигг, Россшир. Песчаник. Высота около 2, 3 м. 
Церковный двор в Нигге. Величественный крест обрамлен едва ли не наиболее 
выразительными образцами рельефных шишек в пиктском искусстве. Шишки, покрытые 
тонким переплетающимся узором, окружены выпуклыми змеями. Скульптор 
демонстрирует технику высочайшего класса. Камень из Нигга — одно из величайших 
творений абстрактного стиля гиберносаксонской школы. Фигурная скульптура, 
изображающая святых Антония и Павла вверху камня, является скульптурной 
параллелью к изображению фигур в Евангелии из Келлса. На обратной стороне плиты 
мы видим сильно поврежденную фигуру Давида. 
      
      Очень важно осознать наличие этого прогресса в технике рельефа, поскольку 
именно в нем мы, возможно, найдем объяснение того, почему пиктские скульпторы 
переключились от гравировки к рельефам. На древнейших рельефных памятниках 
наблюдается смешение обеих техник (фото 50). Можно считать, что на этой ранней 
стадии между ними практически не было разницы. К первым попыткам рельефа уже 
можно причислить внутренние завитки между линиями, образующими спирали на телах 
быков из Бургхеда (фото 32), глаза рыбы и утки из ИстертонофРозисл и 
переплетающихся змей на нижней части плиты с крестом из Голспи (рис. 26). Если 
насечка на камне достаточно глубока, тогда пространство между двумя высеченными 
линиями практически превращается в рельеф. Если признать, что на камнях класса 
I мы наблюдаем так называемый «врезанный рельеф», то переход от памятников 
класса I к памятникам класса II становится вполне естественным. Изображение 
тройного диска в Глэмисе (фото 39) очень похоже на трактовку того же символа в 
Кинтрэдвелле: здесь использована насечка и между двумя глубоко врезанными 
линиями появляется выпуклая область. Часто отмечалось, что пикты не сочли 
нужным копировать отдельно стоящие кресты своих современников56, но вместо 
этого разработали новый тип памятника — плиту с крестом. Непосредственный 
осмотр некоторых камней класса I (в данном случае фотографий оказывается 
недостаточно) показывает, что древнейшие техники рельефа, которые пикты 
использовали на своих памятниках, также являются их собственным изобретением.
      
      
      50. Надгробный камень. БрохофБирсей, Оркнейские острова. Песчаник. 
Высота 2, 1 м. Национальный музей древностей Шотландии, Эдинбург. Деталь 
рельефа, показывающего трех воинов с копьями и квадратными щитами. Предводитель 
группы на этом ассирийского типа фризе вооружен лучше остальных. Камень был 
найден в фрагментах на западном конце тройного погребения. Предположение, что 
трое погребенных в могиле и есть трое воинов, показанных на рельефе, 
представляется гораздо более вероятным, чем гипотеза, согласно которой воины 
прямо связаны с изображенными над ними четырьмя символами. 
      
      
      32. Камень с резьбой. Бургхед, Мори. Песчаник. Высота около 55 см. Этот 
камень, обнаруженный во время расчистки гавани, теперь находится в Британском 
музее. На нем вырезан бык. В Бургхеде найдено значительное число таких 
изображений (ср. фото 14). В этом отношении Бургхед представляет собой 
своеобразный феномен: вопервых, потому, что здесь быки представлены поодиночке 
на небольших камнях, а вовторых, изза количества бычьих изображений. Обратите 
внимание на то, как хорошо внутренние завитки на этой фигуре показывают мышцы 
животного в сравнении с тем, как неумело использован этот прием художником, 
нарисовавшим льва святого Марка в Книге из Дарроу57. 
      
      
      14. Бургхед, МориФерт. Форт, стены которого переложены бревнами, 
построен в настоящей технике mums Gallicus (галльской стены). В Бургхеде были 
обнаружены многочисленные плиты с изображениями быков, высеченными в типично 
пиктском стиле (ср. фото 32). Мыс, на котором построен форт, господствует над 
входом в МориФерт и, видимо, играл большую роль во все периоды истории. На 
расстоянии нескольких миль от него на берегу расположена СкалпчерсКэйв (Ковиси),
 где было обнаружено много 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-