Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Англии :: Изабель Хендерсон - Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-
 
ком центре, 
находившемся под влиянием пиктов, как это, возможно, случилось и с Эхтернахом 
(судя по символу святого Луки). 
      
      Действительно, орел почти такой же — и всетаки между пиктским орлом и 
орлом из рукописи есть одно очень интересное различие. Если мы внимательно 
рассмотрим пиктского орла, то увидим, насколько экономно художник использовал 
мощные изогнутые линии. Непрерывная линия идет от хвоста птицы, обводя 
очертания больших перьев на крыле, изгиб крыла на плече и возвращаясь от 
загнутого крюка или спирали на шее, очерчивает грудь и переднюю лапу. Автор 
рисунка из рукописи колледжа Тела Христова пользовался той же схемой, но ему не 
хватало четкости. Поскольку он поставил некоторые элементы не на свое место, 
ему пришлось добавить дополнительные контурные линии, нарисовать отдельно грудь,
 отдельно лапы, а хвост практически слился с кончиками крыльев. Нет никаких 
сомнений в том, что орел на барельефе и орел в рукописи исторически связаны, но 
разницу между ними можно объяснить двумя способами. Пиктский скульптор мог 
усовершенствовать, «почистить» и сделать более связным образ, созданный 
иллюстратором рукописи, или же художник, будучи далеким и во времени, и в 
пространстве от своего пиктского образца, нечаянно отступил от точных 
стандартов рисунка.
      Эти две возможности следует рассматривать в связи с двумя другими 
вопросами. Следует ли считать, что пиктские художники заимствовали стандартные 
рисунки из ограниченного набора символов евангелистов, которые изображали в 
монастырских скрипториях в VII веке, а затем использовали эти рисунки как 
основу для создания целой «расы» зверей, которая иконографически никак не была 
связана с рукописями Евангелий? Или же рисованные копии (или какието другие 
репродукции) уже существовавших, независимых пиктских изображений животных 
дошли до какихто (мы точно не знаем каких) центров островной христианской 
книжной иллюстрации и в результате на свет появился тип символов евангелистов, 
который мы видим в Евангелиях VII века?
      Иллюстраторы Евангелия из Эхтернаха и рукописи из колледжа Тела Христова 
не вполне удачно изобразили символическое животное отдельно на белой странице. 
Иллюстратор Евангелия из Дарроу, как мы уже видели, поступил так же, однако 
позднее художники заполняли страницу от углов крестами и геометрическими 
узорами, буквально «осаждая» зверя. Это важный эстетический мотив, своего рода 
критика изоляции животного, которая могла привести к отвержению этого 
примитивного типа символов евангелистов и принятию южного, портретного типа в 
следующей великой рукописи из этого ряда — Евангелии из Линдисфарна, которое 
было написано и украшено в Линдисфарне англом Эадфридом до его кончины в 721 
году.
      Вне зависимости от того, принимаем ли мы гипотезу об активном влиянии 
пиктов на раннее (до Евангелия из Линдисфарна) развитие мотива символов 
евангелистов, все это дает нам сведения о датировке резных камней с символами. 
Пиктские изображения животных, являлись ли они причиной или следствием (и 
очевидно, что изображениям животных сопутствовали другие символы), 
стилистически связаны с Евангелиями из Дарроу, Эхтернаха и рукописью из 
колледжа Тела Христова. Никаких исторических свидетельств по точной датировке 
этих рукописей (надписей, колофонов55) у нас нет, однако принято считать, что 
они были созданы во второй половине VII века. Если мы примем стилистически 
близкую последовательность СаттонХу — Дарроу — Эхтернах, то мы, грубо говоря, 
имеем в виду период примерно с 625го по 700 год. В сокровище СаттонХу и 
Евангелии из Дарроу есть определенные элементы, на основе которых мог 
возникнуть «пиктский зверь». В этих источниках есть и другие изображения зверей,
 которые прочно связаны с пиктскими образцами. К тому времени, когда появляется 
Евангелие Эхтернаха с его сравнительно зрелым изяществом, мы находим столь 
точные формальные аналогии между работами пиктских скульпторов и творениями 
книжных иллюстраторов, что становится ясно: между ними существуют какието 
взаимоотношения, историческая связь. Даже если пикты научились своему искусству 
от иллюстраторов рукописей и в конечном счете — ювелиров юга (автору этой книги 
кажется, что пикты были учителями и активными разработчиками этих мотивов), то 
ученичество пиктов и усовершенствование пиктского искусства могло начаться в 
любой момент начиная с середины VII века, то есть во время периода 
нортумбрийского завоевания по крайней мере части южной области пиктов.
      Не так давно Р.Б.К. Стивенсон проанализировал декоративное наполнение 
пиктского символа полумесяца и указал, что внутренний орнамент имеет 
определенные аналогии с металлическими изделиями, что указывает на VII век как 
на дату возникновения данного символического рисунка в его наиболее ранней и 
сложной форме. Такая датировка полностью согласуется с датировкой возникновения 
символов животных, которую мы предложили выше.
      
ДАТИРОВКА И СТИЛЬ КЛАССА II
      
      С появлением камней класса II памятники пиктского искусства пережили как 
физические, так и технические изменения. Когда пиктский король Нехтон послал 
своих послов к Кеолфриду в Ярроу, Рутвеллский крест стоял уже несколько лет. 
Считается, что именно контакт с нортумбрийской школой скульпторов, работавших 
над рельефами, заставил пиктских художников оставить свою простую местную 
технику насечки и пытаться подражать более сложным английским работам. Однако 
тяжелый, пластичный, классический ст
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-