|
изображен
жестким, статичным; перья разделены на сегменты точно так же, как ювелир
составил бы изображение орла из золотых ячеек и вложенных в них камней. Этот
орел — практически рисованное изображение какогото украшения типа тех, что
были обнаружены в сокровище СаттонХу, и, может быть, он вышел из мастерской
того самого художникаювелира, который теперь уже трудился не над украшениями
для особы короляязычника, а над Евангелием Творца Вселенной. Крылья орла
тяжело свисают по бокам, совсем как плавники дракона на щите из СаттонХу.
Изображения символов евангелистов в Евангелии из Дарроу значительно
отличается от тех же символов в более позднем Евангелии из Линдисфарна, а также
и от более раннего изображения святого Луки в Евангелии святого Августина —
знаменитой и оказавшей большое влияние на искусство Англии рукописи, которую
привезли из Италии в Кентербери около 600 года. В отличие от них в Евангелии из
Дарроу показан не портрет святого в сопровождении его символа (человека, орла,
льва, тельца), но только одно символическое существо. Поэтому титульные
страницы Евангелий святого Иоанна или святого Луки в Евангелии из Дарроу не
принадлежат к натуралистической средиземноморской традиции Евангелия из
Линдисфарна и Евангелия святого Августина, представляя собой особую,
независимую и, видимо, чисто британскую традицию. Эта местная традиция восходит
к жестким и агрессивным изображениям зверей, изображенным на свободных местах
на покрытии кошелька из СаттонХу, изготовленного из слоновой кости, а также и
к пиктским камням с символами. В Ардроссе, Нокнагэле, Грэнтауне волк (кабан,
олень) словно замирает в движении по чистому верхнему прямоугольнику камня.
Эту общую аналогию между зверями на камнях и символами евангелистов в
рукописях можно продолжить более детально. Лев из Дарроу очень похож на
пиктского волка: особая манера изображения ушей, челюсти, показанные отдельно
от щек, и прежде всего — большая спираль, заполняющая шею, плечи и брюхо
животного (рис. 23). Вместе с тем следует заметить, что этот лев — фактически
изображение металлического украшения.
Спиральные узоры на теле зверя превращаются в жесткие ячейки, которые
должны были удерживать на месте кусочки агата, а длинные петли и завитки,
которые пиктский художник столь любовно, с мастерским изяществом и умением
провел по телу волка из Ардросса, показывают плавную мощь мускулов хищника и
быструю, подпрыгивающую походку живого волка. Позднее почти такой же волк
появится на страницах Евангелия из Келлса, но здесь спирали, которые некогда
отражали мускулатуру, превращаются просто в узоры: художник уже не понимает их
первоначальной анатомической функции (рис. 25).
Символические животные в Евангелии из Дарроу, нарисованные в профиль на
чистой странице, со спиралями на бедрах и плечах — и лев святого Марка, и телец
святого Луки, который спокойно идет иноходью, — имеют определенную
стилистическую и историческую связь со зверями на пиктских камнях. Кажется, что
это пиктские изображения зверей, переработанные художником, который был знаком
с техникой ювелиров, чьи изделия сохранились в СаттонХу или подобных
мастерских. Не обязательно эти мастерские должны были быть расположены в
восточной Англии. Весьма вероятно, что пиктские изображения животных типа тех,
что мы видим на камне из Ардросса, можно было видеть и подражать им уже в
середине VII века. Став элементом ювелирных изделий из СаттонХу, очертания
зверей сделались жесткими, формализованными и фактически более грубыми.
Между созданием миниатюр в Евангелии из Дарроу и написанием Евангелия из
Эхтернаха и близкой к нему рукописи из колледжа Тела Христова прошло не так уж
много времени. На титульных листах к Евангелиям все еще показаны только
символические звери — в профиль на пустой странице. Свойственных
средиземноморскому искусству изображений человека и символического существа,
которые позднее появятся в Евангелии из Линдисфарна, здесь пока нет. Однако бык
в Евангелии из Эхтернаха и орел из рукописи колледжа Тела Христова показывают,
что по сравнению с животными из Евангелия из Дарроу произошли значительные
изменения. Бык воспроизводит пиктские мотивы во всех существенных деталях.
Животное не превращается в украшение в стиле СаттонХу: рисунок быка
воспроизводит элегантные, линейные, но очень реалистичные изображения животных
в пиктском искусстве, примером которых могут служить олень из Грэнтауна и волк
из Ардросса. Внутренние спирали на боку и плечах быка из Евангелия Эхтернаха
показаны точно так же, как у пиктских художников. А орел из рукописи колледжа
Тела Христова — в отличие от орла из Дарроу — уже не похож на странного
пингвина: это настоящая гордая хищная птица, которая взъерошивает свое
великолепное оперение и выпускает страшные когти. Такого же (или почти такого
же) орла мы видим на камне из НоуофБарриана (фото 37, 38).
37. Деталь камня с символами из НоуофБарриана, Бирсей, Оркнейские
острова. Хранится в СанднессХауз, Киркуолл.
38. Страница из Евангелия. Кембридж, колледж Тела Христова, VIII век.
Изображение орла, весьма напоминающее предыдущую иллюстрацию, заставляет
предполагать, что рукопись была написана в какомто монастыр
|
|