|
итает, что
это — один из случаев преемственности материальной культуры у пиктов, и
приводит примеры того же процесса в применении к другим вещам.
Когдато считалось, что некоторые из символов класса I представляют
стилизованные изображения предметов, которые использовались в римском триумфе,
показанных спереди и сбоку. Это предполагает римский источник происхождения
символов (если не самой практики воздвижения камней). В последнее время была
высказана гипотеза, согласно которой некоторые из символов представляют собой
стилизованные изображения (также с весьма необычных точек зрения) некоторых
предметов вооружения кельтской военной аристократии первых веков новой эры. Но
и в этом случае датировка опятьтаки относится к символам как таковым, а не к
камням класса I.
По мнению автора этой книги, легче всего будет попытаться получить
информацию о датировке камней класса I, сравнивая вырезанных на них зверей с
изображениями животных, которые встречаются на других значительных памятниках
искусства раннего Средневековья вне страны пиктов, в частности: 1) золотых
украшений языческого короля англосаксов, обнаруженных в 1939 году во время
раскопок курганного погребения в корабле в СаттонХу (Саффолк), и 2) ряда
великолепных рукописей Евангелий, созданных в монастырях Британских островов в
VII и VIII веках.
Королевское сокровище из СаттонХу было торжественно погребено вместе с
кораблем короля незадолго до окончательного обращения знати восточной Англии в
христианство, то есть гдето в середине VII века. Необыкновенно роскошные
золотые украшения вышли из мастерской художниковювелиров примерно в первой
половине VII века. Накладка на кошельке короля украшена стереотипными
изображениями животных: орла, хватающего утку (повторяется дважды), человека
между двумя вставшими на задние лапы львами (также дважды) и большим
центральным мотивом: четыре фантастических длиннотелых зверя. Их челюсти и
обрамленные орнаментом лапы сплелись в настоящий лабиринт. Фантастические звери,
с их текучими формами, тонкими «талиями», изогнутыми шеями и стилизованными
закрученными лапами и когтями странным образом близки к обычному изображению
«пиктского зверя» (рис. 19).
Фибулы из золота и граната из СаттонХу украшены каждая двумя парами
переплетающихся кабанов, трактованных очень условно (рис. 20, в). Эти кабаны, с
высоко торчащей на хребте щетиной, мощным наклоном плеч и голов и детальной
(хотя и стилизованной) проработкой рыл и копыт очень напоминают мощные
очертания кабана из Нокнагэла и детальную, изящную прорисовку копыт кабана из
Дорза (рис. 20, б, в). К этой подборке кабанов мы можем добавить (только для
зрительного сравнения) изображение галлороманского кабана в руках так
называемого «бога из Эффинье» (рис. 20, а).
На щите из СаттонХу изображено похожее на дракона существо из
позолоченной бронзы. Его извивающееся тело снабжено парой крыльев (или
плавников). Образ этого существа, с его выразительной головой на мощной шее и
плотно прижатыми к телу плавниками, дает — среди всех изделий раннего
Средневековья — наилучшую параллель к любопытному зверю на пиктском камне из
Рини и на пластинках из НоррисЛо (рис. 21).
Судя по всему, изображения животных, как реальных, так и фантастических,
которые имеют много общего с пиктскими мотивами, входили, как мы видим, в
обычный репертуар кузнецов и ювелиров, которые в первой половине VII века
работали на своего покровителя — короля англов. Можно было бы только гадать,
есть ли у англских и пиктских изображений зверей какойто общий прототип —
римский или британский — и действительно ли англские изображения повлияли на
пиктские или наоборот, если бы искусство ювелиров из СаттонХу не было столь
непосредственно связано с миниатюрами древнейшей из великих рукописей Евангелия
VII века. Речь идет о Евангелии из Дарроу, которое хранится в библиотеке
Тринитиколледжа, Дублин. Искусствоведы много спорили о том, кто был автором
орнаментов в Евангелии из Дарроу — англские или кельтские писцы. Однако
открытие сокровища в СаттонХу сделало теорию об английском происхождении этой
рукописи почти неопровержимой.
Страницазаставка, которая предшествует в Евангелии из Дарроу Евангелию
от Иоанна, украшена орнаментом. В центре страницы мы видим переплетенные ленты,
перемежающиеся с круглым орнаментом, которые говорят на том же смелом
художественном языке, что и золотая пряжка из СаттонХу. Эти круги среди
переплетений содержат ступенчатые узоры, похожие на ступенчатые золотые ячейки
для гранатовой эмали на пуговицах, пряжках и других украшениях из СаттонХу. На
боковых орнаментах страницызаставки Евангелия от Иоанна мы видим
переплетающихся изящных зверей с длинными челюстями и окаймленными лапками,
похожими на существ с кошелька из СаттонХу и, следовательно, и на «пиктского
зверя» (рис. 22).
Рис. 22. Книга Дарроу. Кусающиеся звери
В Евангелии из Дарроу фигурируют четыре символа евангелистов: человек —
символ евангелиста Матфея, лев святого Марка, телец — символ Луки и орел
святого Иоанна. Эти символические существа изображены каждое на отдельной
чистой странице в окружении пышной орнаментальной рамки. Лев показан очень
похожим на волка и напоминает вставших на задние лапы львов на кошельке из
СаттонХу. Орел евангелиста Иоанна выглядит как ювелирное изделие: он
|
|