|
Джозеф Андерсон развил свои классические
аргументы относительно даты установки камней класса I. Беда, как говорит
Андерсон, ясно пишет, что пикты первоначально владели территорией, которую
впоследствии заняли скотты Дал Риады. Камни с символами, которые мы не находим
в этой области, должны, таким образом, относиться к периоду после ирландской
колонизации. Единственное возражение против этого аргумента (на которое,
впрочем, нельзя ответить) — это то, что в этой области могут еще обнаружиться
камни с символами. Самая большая проблема в том, что мы не знаем, когда же
именно произошла массовая колонизация (а не случайные переселения отдельных
эмигрантов) скоттами Дал Риады, хотя сейчас считается, что это случилось,
скорее всего, во второй половине V века. Если мы прибавим к этому сведения о
границе между скоттами и пиктами, которые дает нам Адамнан, то получится, что
класс I должен датироваться периодом между 500м и 700 годами.
Датировка по связи символов с другими предметами оказывается гораздо
более сложной. Северные диски из песчаника и кость из броха в Барриане точной
датировке не поддаются. Но находки из Барриана принадлежат к периоду вторичного
заселения, и присутствие кельтского колокольчика51 показывает, что брох был
заселен по меньшей мере в христианскую эпоху. Раскопки СкалпчерсКэйв, Ковиси
(Мори) показали наличие поселения бронзового века и позднейшей вторичной
оккупации во II—IV веках н. э. Символы, вырезанные на стенах, скорее всего,
связаны с этим вторым заселением, но прямых доказательств этому нет: несколько
небрежно нарисованных символов могли быть сделаны в любое время, и не
обязательно теми, кто жил в пещере: эти граффити могли выполнить и люди,
которые зашли туда случайно, например рыбаки. Что касается пещер в ИстУимиссе,
то гипотеза о том, что рисунки в них были выполнены их обитателями,
представляется более оправданной. В недавнем детальном и тщательном
исследовании Ч. Томас утверждает, что второе заселение пещеры в Ковиси было
одновременно с заселением южных пещер и появлением в них рисунков, в том числе
и символов. Однако он признает, что, по крайней мере, одно изображение — собака
из пещеры Джонатана — может быть «посторонним» и, следовательно, принадлежит к
более позднему периоду. Это ставит под сомнение точку зрения автора, поскольку
если уж одно изображение является «посторонним», то такими же могут быть и все
другие изображения, например рисунок «пиктского зверя» из той же пещеры. Собака,
о которой идет речь, исполнена в весьма вычурной манере, видимо, не ранее VII
века.
Предметы, найденные в кладе НоррисЛо, должны были бы помочь датировать
символы класса I, однако, к несчастью, и дата самих предметов с символами, и
даже дата закладки клада являются спорными. Р.Б.К. Стивенсон склонен датировать
пластинки и булавки VII веком, а Э. Фоулер предпочитает отнести их к VI веку.
Надписи, которые мы видим на камнях с символами, также не дают нам
существенной информации об их датировке. Есть две надписи минускулом52 на
местном языке: одна в Фордуне, другая — в СентВидженсе (фото 26). Профессор К.
Х. Джексон датирует их VIII и IX веками соответственно, что помогает нам
датировать памятники класса II. На памятниках класса I есть только огамические
надписи, и этот вариант огамического алфавита следует датировать VIII веком.
Это доказывает, что камни класса I, как, например, из Брандсбатта и
ЛоджиЭльфинстона (оба в Абердине), могли создаваться и в VIII веке, если не
позднее.
26. СентВидженс, Энгус. Деталь камня СентВидженс 1 (теперь в музее
СентВидженса). Надпись минускулом читается как: drosten/ipeuoret/ettfor/cus.
Дростен, Ворет и Форкус — личные имена. Ей — видимо, латинское et «и». Слово
ipe не поддается переводу53 и, видимо, относится к неизвестному нам языку
пиктов. Надпись, судя по всему, относится к тому же времени, что и барельеф (в
чем зачастую можно сомневаться, когда дело касается огамических надписей или
камней с символами). Если плита служила памятникам тем трем людям, чьи имена на
ней написаны, то достаточно странно, что надпись располагается на нижнем углу
одной из сторон камня. Вряд ли надпись фиксирует имена скульпторов. Следует
предполагать, что обычай располагать огамические надписи на краю камней в
данном случае повлиял на выбор места для надписи.
27. Камень с надписью. Тарбет, Россшир. Высота примерно 45 см. Теперь в
Национальном музее древностей Шотландии, Эдинбург. Надпись выполнена
гиберносаксонским маюскулом VIII—IX веков. Ромилли Аллен дает следующее
чтение: «IN NOMINE /IHESU CHRISTI /CRUX CHRISTI /IN COMMEMORATIONE /REO(TE)TI
I/REQUIESC(IT)»: «Во имя Христово Крест Христов в память Реотеция54 покоится».
На камнях с символами практически больше нет надгробных надписей столь
откровенно христианского содержания.
Сами рисунки на камнях с символами также не дают существенной информации
по поводу датировки, хотя, возможно, специалистам стоило бы проанализировать
предметы материальной культуры, которые показаны в связи с фигурами на камнях
класса П. Присутствие креста на камнях класса I заставляет предполагать, что
они воздвигнуты уже после обращения в христианство в середине VI столетия.
Очевидно римская тонзура клирика, изображенного на камне из СентВидженса,
заставляет предположить дату после 710 года, когда эта тонзура была введена у
пиктов. Р.Б.К. Стивенсон предположил, что дама на коне из ХилтонофКадболл
носит брошьполумесяц, однако на барельефе слишком мало деталей, которые
позволили бы нам датировать эту брошь. Часто говорят о том, что символ зеркала
на камнях класса I изображает зеркало эпохи латена, но Стивенсон с
|
|