|
образуют введение к каталогу
Ромилли Аллена) считал, что камни с символами, скорее всего, возникли в
Абердине, где чаще всего встречается простой тип камней. Автор этой книги
полагает, что они зародились в самой северной области их концентрации — на
берегах Мории ДорнохФерта. Основные аргументы в пользу такого предположения —
высокое качество камня в этой области (рис. 17) и то, что из большого
количества камней в Абердине основную часть составляют работы невысокого
качества, скорее всего, достаточно поздние (фото 29).
29. Камень с символами, Южный Рональдсей, Оркнейские острова. Высота 1, 5
м. Песчаник. Национальный музей древностей Шотландии, Эдинбург. Камень покрыт
резьбой с двух сторон. Высокое качество оформления и исполнения типично для
камней класса I на дальнем севере Шотландии.
Со времен птолемеевских каледониев МориФерт, судя по всему, был важным
регионом. Соблазнительно было бы связать распространение пиктской символики с
королем Бриде, сыном Маэлкона, который, как мы уже видели, владел крепостью на
реке Несс и чья власть была широко признана. Распространение камней с символами
говорит о политическом единстве и, безусловно, указывает на то, что инициатором
этого распространения был человек столь же высокого положения, как сам Бриде.
Но большинство авторов считают, что Бриде жил слишком рано, чтобы его можно
было связать с пиктскими камнями. Другой кандидат, который по времени
представляется более подходящим, — это Бриде, сын Били, великий освободитель
южных пиктов, чьи территории были оккупированы Нортумбрией примерно с 655го по
685 год. В таком контексте символы можно объяснить как выражение
националистических настроений, зародившихся на свободном севере и вслед за тем
распространившихся на юг после ухода нортумбрийцев.
Перед тем как перейти к более детальному рассмотрению датировки
памятников, следует упомянуть о недавнем прогрессе, достигнутом в области
изучения оформления символов. Существует принцип, который можно назвать
принципом деградации, или, как говорят искусствоведы, «дискредитации» символа
(рис. 18). Короче говоря, согласно этому принципу существует некая идеальная
форма, в которую облекается каждый символ, и эта форма является своего рода
каноном символа и представлена наиболее ранними образцами, а любые отклонения
от этой нормы появляются в более поздних символах. Эта черта в пиктской
символике была замечена еще Р.Б.К. Стивенсоном в связи с заполнением символа
полумесяца. Автору этой книги после тщательного рассмотрения других символов
(включая «пиктского зверя») также удалось определить их канонические формы.
Конечно, можно возражать против того, чтобы считать любой типологический ряд
зависящим от хронологии, однако в данном конкретном случае, когда мы говорим о
символах, это вполне оправдано, поскольку у нас есть ряд более поздних
изображений, которые могут помочь нам отследить развитие определенных символов
— изображения на памятниках класса II. Например, тщательный осмотр показывает,
что существует изначально правильная форма окончаний «ветки» в форме V: одна —
в виде рыбьего хвоста, другая — в виде наконечника стрелы, как, например, на
камне в Клинимилтоне на дальнем севере Шотландии. На камне из Кинтора различий
между этими формами окончаний нет; то же самое мы наблюдаем и на таких поздних
примерах класса II, как плита с крестом из ХилтонофКадболл. Таким образом,
вполне разумно предполагать, что если по прошествии времени эта деталь была
забыта и не отражена на камне класса II, то упрощение рисунка на камне из
Кинтора произошло по той же самой причине. То, что на камне из Кинтора искажено
заполнение символа полумесяца, также подтверждает позднюю дату этого памятника.
Следовательно, когда мы видим одинаково нарисованные наконечники «ветки» на
пластинке из Монифита, мы можем с полным правом считать, что и пластинка
принадлежала к позднему периоду истории пиктского искусства. Рисунок наполнения
полумесяца подтверждает этот вывод: ничего похожего на правильные (по
Стивенсону) орнаментальные мотивы «щита» и свитков мы здесь не находим.
Очевидно, что такой подход очень продуктивен. Например, символ, вырезанный на
скале в Ануоте (Киркудбрайт), иногда использовался как довод, подтверждающий
присутствие пиктов в этой области в определенный период. Однако на символе
двойного диска окончания «ветки» нарисованы одинаково. Поэтому совершенно
очевидно, что символ был вырезан в тот период, когда никакого пиктского
поселения в Гэлоуэе уже не было. Таким образом, появление этого символа
случайно и ничего не доказывает.
На рисунке показана деградация двух других символов: «пиктского зверя» и
«прямоугольника с выемками». Иллюстрации говорят сами за себя. На камне в
Голспи завитки осмысленно наложены на тело существа и являются неотъемлемой
частью рисунка. В Файви по телу «зверя» змеятся бессмысленные завитки, в то
время как на монументе класса II в Ларго они превращаются просто в двойной
контур. «Прямоугольник с выемками» на конечном кольце серебряной цепочки из
Уайтклеуча представляет собой захватывающе сложный рисунок. В МиллофНьютон
преобладает плоская симметрия, а на плите из церковного двора в Аберлемно,
относящейся к классу II, рисунок еще более сглажен.
ДАТИРОВКА И СТИЛЬ КЛАССА I
В своих «Риндовских лекциях
|
|