|
ого искусства в соседних странах. Однако факт остается фактом: именно
смысл, который пикты вкладывали в эти символы, и был первостепенным мотивом,
заставлявшим их создавать эти памятники, а христианское учение, видимо, играло
второстепенную роль. На этом рисунке (рис. 12) показаны наиболее часто
встречающиеся символы. Самые обычные из них — полумесяц, на который наложена
«ветка» в форме буквы V, двойной диск с «веткой» в форме буквы Z и символ,
который часто называют «плывущий слон», хотя здесь мы будем его называть просто
«пиктским зверем». Символы показывают столь значительное единообразие, что мы
можем быть уверены: это именно символические, а не декоративные рисунки.
Ряд изображений животных (рис. 13) связан с абстрактной символикой.
Высказывались сомнения в том, действительно ли это символы, а не просто
изображения животных. Скорее всего, всетаки следует их считать символами. Там,
где они повторяются, их композиция слишком единообразна (самый яркий пример —
это частое повторение изображения быка из Бургхеда). Символы изображаются не
изолированно: зачастую символ сопровождается животным, которое в таком случае
также является символом. С другой стороны, животные могут появляться без
сопровождения символов. Важное связующее звено между абстрактными формами и
животными — это фантастический «пиктский зверь», снабженный завитками и
выступами точно так же, как и натуралистические изображения животных.
Пиктские скульптуры были собраны, классифицированы и проанализированы Д.
Ромилли Алленом в «Раннехристианских памятниках Шотландии» еще в начале XX века.
Его труд остается кладезем информации во всем, что касается пиктских камней.
Аллен сгруппировал камни в три класса. К классу I относятся простые, грубо
обрубленные камни и булыжники, на которые нанесены характерные символы. Техника
нанесения могла быть разной: это могли быть аккуратные насечки, образующие
букву V, углубление округлой формы или линия, нанесенная с помощью ударов.
Какова бы ни была техника и каким бы твердым ни был камень, в большинстве
случаев насечки выполнены уверенной рукой мастера. Из многих примеров,
иллюстрирующих мастерство пиктских скульпторов, камень с символами из Голспи,
возможно, самый замечательный — изза изящества и уверенности, с которыми
выполнены линии рисунка (фото 31). К несчастью, никакая фотография не может
передать этого изысканного мастерства. Камень в Даннихене и обратная сторона
камня во дворе пасторского дома в Глэмисе (оба в Энгусе) также служат типичными
примерами (фото 28, 30).
31. Камень с символами. Голспи, Сатерленд. Песчаник. Высота около 1, 3 м.
Этот камень, обнаруженный на поле неподалеку от Голспи и покрывавший каменную
цисту, теперь находится в музее в Данорбине, Сатерленд. Возможно, это наиболее
совершенный образец камня класса I. Полумесяц заполнен наиболее сложным
орнаментом со щитами, когдалибо встречавшимся в этой категории, и «пиктский
зверь» также не имеет себе равных по мастерству исполнения деталей.
Исключительно тонкая резьба по камню создает впечатление текучего, изящного
рисунка. Есть предположение, что эта резьба могла быть выполнена не резцом, как
это обычно бывало, а закругленным наконечником небольшого гвоздя.
28. Камень с символами. Даннихен, Энгус. Высота камня 1, 4 м, обнаружен
на краю болота, отождествляемого с Нехтансмиром — местом исторической победы
пиктов над нортумбрийцами в 685 году. Теперь камень находится в саду
ДаннихенХауз. Символы выгравированы так глубоко, что камень между линиями
выступает и получается врезанный рельеф.
30. «Камень из пасторского дома», Глэмис, Энгус. Песчаник. Высота около 2,
6 м. Находится во дворе пасторского дома рядом с церковью. Памятник, очень
похожий на этот, находится в полумиле к юговостоку от церкви. Камень покрыт
резьбой с двух сторон. Сторона, на которой изображены символы, возможно, была
выполнена раньше, чем рельефный крест и прочие узоры на другой стороне, частью
вырезанные, частью рельефные, но это лишь предположение (ср. фото 39).
К классу II относят тщательно отесанные каменные плиты различной высоты,
ширины и толщины. На таких плитах одну сторону целиком занимает плетеный крест.
Фон заполнен самыми разнообразными изображениями. Почти в каждом случае символы
фигурируют и на противоположной стороне плиты. Зачастую эти символы очень
велики и четко видны на верхней части плиты, однако нередко бывает и так, что
множество маленьких символов рассеяно среди других изображений. Типичные
образцы этого класса — плиты в церковном дворе в Аберлемно и Исси, оба в
графстве Энгус (фото 40—43).
40. Плита с крестом. Аберлемно, Энгус. Песчаник. Высота около 2, 3 м.
Камень находится в церковном дворе в Аберлемно. Его монументальный декор
принадлежит к той же стадии эволюции гиберносаксонского стиля, что и великое
Евангелие из Линдисфарна. Здесь мы наблюдаем то же удачное сочетание мощной
широты и тщательной обработки деталей. Живость, с которой показаны
переплетающиеся звери, и присутствие морских коньков (мотив, отсутствующий в
рукописи Евангелия) заставляет предполагать, что влияние стиля,
распространенного в Нортумбрии около 700 года, распространялось и за пределы
Нортумбрии, на север. Аллен подытоживает свой анализ этого памятника в
следую
|
|