|
мбрийской оккупации части страны пиктов в VII веке. Можно вспомнить и о
том, как Энгус «заставил содрогнуться Дал Риалу» в 741 году. Таким образом,
военные достижения Кеннета, хотя и были впечатляющими (особенно в том, что
касается резкой смены ролей двух наций), сами по себе не были столь
необыкновенными, чтобы заслужить внимание зарубежных хронистов.
Однако в перспективе то, что удалось Кеннету, заметно отличалось от того,
что когдалибо происходило с пиктами или скоттами раньше. Примерно через
тридцать лет после завоеваний Энгуса скотты подняли успешное восстание против
пиктов, и через такое же время пикты сбросили иго Нортумбрии. Почему же пикты
на этот раз не оправились от удара?
Тому, что завоевание Кеннета оказалось необратимым, нет одного простого
объяснения. Но одним из существенных факторов должно было быть то, что скотты
не просто захватили часть страны пиктов или завладели ею целиком через
вассального короля — они полностью захватили ее сами. Список пиктских королей
примерно к 850 году приходит к концу, но здесь же заканчивается и список
королей Дал Риады. Независимых королей Дал Риады больше не существует. После
периода войн вся светская и государственная администрация во главе с королем,
судя по всему, покинула Дал Риаду и перебралась в страну пиктов. Это как если
бы Энгус в 741 году перенес пиктский двор в Дунадд или Дунолли.
Война Кеннета, может быть, началась просто как мятеж, но она перешла в
завоевание и закончилась миграцией. Однако возможно, что скотты с самого начала
имели в виду именно переселения. Королевство Дал Риада было зажато со всех
сторон: с востока его ограничивали горы Друмалбан и с юга — могущественное
королевство бриттов Стратклайд, за делами которого бдительно наблюдала еще
более могущественная Нортумбрия. Более того, эта неудобная, узкая территория
была сплошь горной. Сообщение между отдельными частями королевства было
трудным; значительная часть земли не подходила для жилья и земледелия. Для Дал
Риады, если она вообще собиралась хоть както развиваться, распространение на
восток было неизбежным, и только сила пиктов столь долго удерживала это
движение. Даже если так, то, может быть, следует считать, что во все периоды
имело место значительное мирное заселение страны пиктов группами скоттов.
Присутствие уже утвердившегося там поселения скоттов могло, например, оказать
влияние на выбор Скона в качестве столицы и Данкелда в качестве главной церкви.
Территориальное положение Дал Риады в первой половине IX века значительно
ухудшилось. Поселение викингов на Гебридских островах еще больше сократило
площадь королевства. Эти мародеры оказались слишком близко к Дал Риале, что не
могло не волновать ее обитателей. То, что им пришлось оставить Иону, могло
навести властителей Дал Риады на мысль перевести и центр гражданской власти в
какоето более безопасное место. Если новое поселение жителей Дал Риады в
центре пиктской территории было хорошо обдуманным шагом, тогда это
действительно была замечательная и весьма своевременная идея, которая была
претворена в жизнь именно в тот момент, когда пикты были почти не способны
защитить себя. То, что случилось — по меньшей мере на юге страны пиктов, —
должно было напоминать деяния короля Нортумбрии Этельфрида на территориях
бриттов. Как говорит Беда, он «изгнал жителей и поселил на их месте англов».
Такая массовая миграция скоттов с запада на восток в то время могла бы
объяснить быстроту падения пиктов, раннюю потерю ими национального самосознания
и языка. То, что скотты сделали в пиктском Аргайле в V веке, они повторили на
остальной территории пиктов в IX веке. Часто отмечается, что титул короля
пиктов и упоминания о пиктах продолжаются в ирландских анналах до начала X
столетия, но это вряд ли предполагает особую жизнеспособность пиктов.
Достаточно быстро пиктам пришлось примириться с положением покоренного народа в
собственной стране, поскольку в оставшиеся десятилетия IX века и пиктам и
скоттам пришлось сосредоточиться на собственном выживании перед лицом
постоянных атак викингов как с запада, так и с востока. Маловероятно, однако,
что объединенное королевство пиктов и скоттов представляло собой союз равных
для общего блага, основанный на взаимном уважении к обычаям и традициям друг
друга. Скоттам, чтобы утвердиться в роли правителей пиктов, необходимо было
систематически подавлять в своих подданных все пиктское. Есть свидетельства о
замене пиктской системы церковного и гражданского права на право скоттов, и
можно предполагать, что подобные же преобразования насильственно проводились во
всех остальных сферах жизни.
Падение пиктского королевства было, таким образом, в конечном счете
вызвано разладом политического баланса на севере, вызванным поселениями
викингов. Примерно с 800 года пикты стали терять свои земли на дальнем севере,
а скотты — на западном берегу. Так что, каковы бы ни были их предыдущие
взаимоотношения, этим народам, зажатым в самый центр пиктской территории,
неизбежно пришлось вступить в борьбу не на жизнь, а на смерть. Пикты, занятые
борьбой с викингами, не смогли осознать, что над ними нависла гораздо более
страшная угроза с запада. Инициатива, проявленная жителями Дал Риады, помогла
им завоевать королевство пиктов и занять прочное место в будущей истории севера
Великобритании.
Глава 5
ПИКТСКОЕ ИСКУССТВО
Монументальное искусство пиктов — это единственный чисто пиктский
исторический памятник и уже поэтому заслуживает особого внимания. Однако наш
интерес к искусству пиктов — не только чисто исторический, поскольку в нем
выражено значительное техническое мастерство, обладающее эстетической ценностью.
Дошедшее до нас скульптурное искусство пиктов было только средством
выражения высокоорганизованной системы символов. По какойто причине, видимо
связанной со значением этих символов, христианский символ креста вполне мог
быть поставлен рядом с чисто пиктскими изображениями. Таким образом, родилось
христианское пиктское искусство, которое стоит наравне с другими образцами
христианс
|
|