|
их словах: «Очевидно, что, несмотря на огромную сложность переплетения
шнуров, этот орнамент появился отнюдь не случайно, но был предварительно
тщательно продуман. Он с полным правом может претендовать на звание самого
сложного переплетения, выполненного в камне, из всех дошедших до нас работ».
Вытянутые звери со спиральными телами слева от нижней перекладины креста
представляют собой образец лап типа «шариккоготь», характерных для пиктской
скульптуры.
41. Обратная сторона камня с крестом из Аберлемно (фото 40). Перед нами —
сочетание рельефа и резьбы, похожее на то, что мы находим на стороне с крестом
плиты из двора пасторского дома в Глэмисе. В основной области рельефной
скульптуры копья, уздечки и меч представлены резными линиями. В прямоугольном
рельефе доминируют два больших символа. С обеих сторон он обрамлен рамкой,
заканчивающейся на верхушке камня смотрящими друг на друга головами двух диких
зверей. На рельефе показана, судя по всему, одна сцена, изображающая поле битвы
с множеством воинов с обеих сторон, пеших и на коне. В правом нижнем углу
показан мертвый воин в кольчуге и шлеме со стрелкой, упавший рядом со своим
щитом. Птицападальщик пожирает его труп.
Эта красочная повествовательная картина уникальна для пиктского искусства
и является необычным примером светского сюжета в искусстве раннего
Средневековья.
42. Камень с крестом. Исси, Энгус. Песчаник. Высота около 2 м. Находится
в церковном дворе в Исси, между Миглом и Глэмисом. Крест украшен сложным
плетеным орнаментом на верхней и боковых перекладинах, похожим на орнамент
креста из двора пасторского дома в Глэмисе. На основании креста мы видим
круглые переплетающиеся мотивы, похожие на камень I из Мигла.
По бокам креста показаны ангелы (или скорее серафимы) со спиралями на
крыльях, которые напоминают нам служащих ангелов на позолоченной бронзовой
пластинке из Атлона, изображающей Распятие (Национальный музей, Дублин). В
худощавом бегущем воине с копьем и прямоугольным щитом (как у человека внизу в
центре на саркофаге святого Андрея) есть нечто демоническое.
43. Обратная сторона камня с крестом из Исси (фото 42). Смысл
изображенной здесь сцены неясен. Человеческие фигуры и дерево изображены с
гораздо меньшим мастерством, чем превосходные идущие быки.
Самые древние из плит с крестами вырезаны в технике очень невысокого
рельефа, которая весьма подходила пиктским художникам, поскольку точность и
деликатность прорисованных ими линий особенно четко проявлялась, когда
изображение было слегка приподнятым. Позднее рельеф стал более высоким, пока в
конце концов не появились практически трехмерные скульптуры, как, например,
ангелы на большом камне у дороги в Аберлемно (фото 58).
58, 59. Плита с крестом у дороги в Аберлемно, Энгус. Песчаник. Высота
около 2, 78 м. Изображения на этой большой плите с крестом отличаются
необыкновенной сдержанностью и уравновешенностью. Два ангела с опущенными
крыльями по обеим сторонам креста как будто погружены в глубокую скорбь, что
резко контрастирует с гротескными зверями пиктского «бестиария», которых обычно
изображают на этом месте. По настроению плита предвосхищает романское искусство.
На обратной стороне показаны в увеличенном виде символы, характерные для
поздней фазы пиктского искусства. Охотничья сцена, очевидно, выполнена
художником, который был знаком с камнем из ХилтонофКадболл или его прообразом
(см. фото 60). В самом низу возникает образ библейского Давида50.
Рис. 15. Распределение камней с пиктскими символами класса I
Класс III, согласно Ромилли Аллену, объединяет скульптуры, явно
выполненные в манере класса II, однако без всяких символов. Класс III, судя по
всему, принадлежит к периоду после конца независимого пиктского королевства, и
говорить о нем мы почти не будем.
Иногда образцы пиктских символов обнаруживают не только на камнях, но и в
других контекстах. Пиктский символ был выцарапан на кости, обнаруженной в брохе
Барриан (остров Северный Рональдсей). На дальнем севере Шотландии символы
находили на круглых дисках из песчаника. Они фигурируют и на двух серебряных
пластинках в форме листа и на серебряной булавке, обнаруженных в кладе в
НоррисЛо (фото 16, 18). Два крайних кольца цепочек, относящихся к ряду
замечательных пиктских серебряных цепей, украшены символами (рис. 14).
Гравировка на этих изделиях демонстрирует высокое мастерство и исключительную
тонкость линий, подобные тем, что мы видим на памятниках скульптуры. От
бронзовой пластинки в форме полумесяца, обнаруженной в строении типа броха в
Монифите, на которой было множество различных символов, к сожалению, осталась
только зарисовка.
16. Серебряные булавки с пиктскими символами, в том числе образец из
НоррисЛо, Ларго (Файф). Национальный музей древнос
|
|