|
ко они почти определенно были воздвигнуты после романизации
пиктской церкви.
Царствование Нехтона закончилось периодом беспрецедентных политических
беспорядков. До тех пор пока Энгус, сын Фергуса, не утвердился на троне,
церковные дела, должно быть, мало волновали пиктских правителей. Кеолфрид в
своем письме нарек Нехтона «благочестивым королем». Энгуса же, по контрасту,
нортумбрийский писец посмертно назвал «тираном и убийцей»45. Хотя, конечно,
Энгус ни в коем смысле не был «святым на троне», он мог хотя бы ради престижа
заложить собственный храм или монастырь.
Имя Энгуса, сына Фергуса, встречается в двух поздних легендах, где он
назван основателем СентЭндрюса в Файфе, — церкви, которая по меньшей мере с X
века стала одной из ведущих в Шотландии. Действительно ли имелся в виду
знаменитый король VIII века или его правивший в IX веке тезка, пока неясно.
Здесь мы не можем детально обсуждать трактовку этих легенд в книге Скина,
однако два его предположения завоевали широкое признание, и здесь следует о них
упомянуть.
По легенде, святой Регул принес мощи святого Андрея к пиктам, и именно он
вместе с королем Энгусом, сыном Фергуса, основал церковь СентЭндрюса. Скин
пытался отождествить этого Регула с ирландским святым Риагалом с Мукиниша,
современником святого Колумбы. Такое отождествление базируется в основном на
близости дней этих двух святых в календаре. Еще в конце XIX века епископ Дауден
убедительно опровергнул этот аргумент, но его статья была забыта, а гипотеза
Скина продолжает жить46. Скин, кроме того, полагал, что основанный Риагалом
храм существовал одновременно со скитом, который заложил на том же месте святой
Кайннех47. Связь Кайннеха с Килримонтом (СентЭндрюсом) основана на очень
поздней глоссе в одной ирландской мартирологии, и ее нельзя принять в качестве
дополнительного довода в пользу существования в этой области в VI веке
христианской общины.
Вторая гипотеза Скина, которая требует комментария, — это то, что церковь,
посвященная святому Андрею, была воздвигнута на месте кельтского монастыря
Аккой из Хексэма во время периода его изгнания из Нортумбрии после 731 года.
Хексэм действительно был посвящен святому Андрею, а Акка был известным
собирателем всякого рода реликвий. Поэтому Скин предположил, что именно Акка, а
не Риагал основатель кельтского монастыря, и принес мощи святого Андрея к
пиктам. Эта теория вызывает много возражений. Главное из них то, что фактически
нет данных о какихлибо посвящениях святому Андрею в Килримонте до X века. Само
присутствие Акки в стране пиктов — всего лишь гипотеза, и без посвящения
святому Андрею предположение о связи с Аккой теряет силу. Кроме того, если Акка
действительно был основателем, маловероятно, что в СентЭндрюсе его бы
полностью забыли. Акка был важным церковным деятелем, память о котором навеки
запечатлелась в трудах Беды.
Тем не менее пиктский король, связанный с основанием СентЭндрюса, был
назван Энгусом, сыном Фергуса, и никак иначе, и это требует объяснений. Если
имелся в виду живший позднее и менее известный Энгус, тогда, возможно, растет
вероятность того, что мы имеем дело с подлинной традицией. С другой стороны,
здесь мог иметь место обычный мотив клириков — установить старшинство своего
монастыря. Если в данном случае можно продемонстрировать связь СентЭндрюса
именно с пиктами (в противоположность скоттам), то покажется весьма
правдоподобным, что самый прославленный король пиктов выступает в качестве
основателя самой знаменитой церкви в Шотландии. Такая легенда могла оказаться
очень полезной в споре за старшинство с конкурентами, например Данкелдом.
Есть два, несомненно, ценных свидетельства, которые касаются ранней
истории церкви в СентЭндрюсе. Вопервых, ирландские анналы в 747 году
фиксируют кончину аббата Кеннригмонайда (Килримонта). Аббата Килримонта часто
также называют аббатом СентЭндрюса, однако в записи о СентЭндрюсе никаких
упоминаний нет. Скин считал, что это был последний аббат его гипотетического
«кельтского» монастыря, основанного Риагалом. Таким образом, мы знаем, что во
время царствования Энгуса, сына Фергуса, в Килримонте действительно существовал
монастырь. Конечно, эта запись появилась чисто случайно. О пиктских монастырях
в ирландских анналах регулярных записей нет48. Этот аббат мог быть и первым, и
последним, или просто одним из последовательно сменявших друг друга аббатов.
Второе свидетельство — великолепная рака, обычно называемая Саркофагом из
СентЭндрюса (фото 62— 64). Историки искусства пытаются найти в письменных
источниках подтверждение своей стилистической датировки орнамента на этом
памятнике. На самом деле историкам гораздо нужнее выводы искусствоведов, а не
наоборот. Гипотезы о датировке самые разнообразные — от VIII до X века. Автору
этой книги VIII век кажется более вероятной датой, и в одной из следующих глав
будут приведены аргументы в пользу такого предположения. Сама величественность
раки заставляет думать, что монастырь, в котором она хранилась, был важным —
настолько важным, что он действительно мог находиться под покровительством
царствующего монарха — Энгуса, сына Фергуса. Однако мы не можем сказать,
действительно ли он был основателем монастыря в Килримонте.
62—64. Саркофаг из СентЭндрюса. СентЭндрюс, Файф. Песчаник. Длина после
реконструкции около 1, 72 м, высота около 0, 7 м (от основания до шатровой
«крыши»). Боковые панели, обрамляющие основную скульптурную панель,
стилистически близки к камню из Нигга (фото 61) как по качеству рельефа, так и
по тонкости контраста текстур. Крестообразные торцовые панели близко связаны с
плитами с крестом. Центральная панель сочетает величественный классицизм (в
основной фигуре Давида) с романтикой и лиризмом в изображ
|
|