Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Англии :: Изабель Хендерсон - Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-
 
апретил старый пасхальный цикл и повелел принять новый, 
19летний, который надлежало «переписать, выучить и соблюдать во всех 
провинциях пиктов». Тонзуру также следовало изменить, и «народ, преображенный 
таким образом, возрадовался, ибо снова попал вод власть Петра, блаженнейшего 
князя всех апостолов, и оказался в безопасности под его защитой».
      Мы не знаем, под чьим влиянием Нехтон в пасхальном вопросе встал на 
сторону Рима. Весьма вероятно, как это уже предполагалось, что ядро римской 
партии у пиктов сформировалось еще во время нортумбрийской оккупации. Копии 
таблиц с 19летним циклом, несомненно, остались в пиктских церквях 
оккупированной области, и, может быть, именно их и имел в виду Нехтон в своем 
письме.
      Разумно будет предположить, что за действиями Нехтона скрывался 
политический расчет. Недавние бои на южной границе его королевства, конечно, 
могли заставить Нехтона пересмотреть свое политическое положение, и он мог 
счесть, что союз с Нортумбрией пойдет ему только на пользу. Согласно Адамнану, 
граница между пиктами и ирландцами Дал Риады в конце VII века проходила по 
Dorsum Britanniae — хребту Британии, горной цепи, которая идет от КейпРат в 
Сатерленде прямо на юг. Таким образом, пикты потеряли опору на северозападе 
еще со времени Колумбы и Бриде, сына Маэлкона. Если пиктский король 
действительно искал союза с Нортумбрией, то вполне понятным становится и его 
прямое обращение к англосаксонским клирикам, и подчеркнутое игнорирование 
ирландской церкви.
      Вне зависимости от того, надеялся ли Нехтон в действительности получить 
политическую выгоду от обращения к Нортумбрии, рассказ Беды определенно 
оставляет впечатление, что Нехтон, в сущности, считал самого себя главой 
пиктской церкви и что он целиком и полностью отвергал авторитет церкви Колумбы, 
которая управлялась с Ионы. Дату Пасхи и способ выстригания тонзуры изменили, 
однако это было еще не все. Нехтон задумал окончательно подорвать влияние Ионы.
      Монахи Ионы наконец приняли римскую дату Пасхи в 716 году: в этом их 
убедил Эгберт, король Нортумбрии. В следующем году ирландские анналы фиксируют 
«изгнание братии Ионы через хребет Британии королем Нехтоном». Рассказ Беды 
определенно предполагает, что Нехтон стал диктовать свою волю в церковных делах 
уже задолго до 716 года. Следовательно, эта запись в анналах (если она 
действительно стоит на своем месте) предполагает либо изгнание «диссидентского» 
меньшинства, все еще соблюдавшего старые обычаи, либо, что более вероятно, 
полное устранение монахов и священников церкви Колумбы, которые отказались 
признать авторитет короля в церковных вопросах.
      
РЕФОРМИРОВАННАЯ ПИКТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
      
      После этого впечатляющего образа пиктского короля, окруженного своими 
«самыми учеными людьми», церковная история пиктов снова становится тайной за 
семью печатями. Все, что у нас есть, — это обрывки материала в источниках, 
датируемых уже Новым временем. Мы не знаем, как жила и действовала эта новая, 
уже истинно пиктская церковь после того, как ее основы заложил Нехтон. 
Неизвестно, действительно ли был построен каменный храм. Если он был построен 
(а у нас нет никаких причин полагать, что он построен не был), тогда, возможно, 
именно он стал административным центром новой церкви. Скин в «Кельтской 
Шотландии», рассказывая об этом периоде, обратился к поздним легендам, 
касающимся жившего в VI столетии папы Бонифация. К этому его привело как 
посвящение церкви именно святому Петру, так и упоминание о деятельности короля 
по имени Нехтон. Аргументы Скина основаны на целой цепи отождествлений, но ни 
одно из звеньев этой цепи не выдерживает научной критики. Анализируя этот 
материал, Скин пришел к выводу, что каменная церковь была построена в Розмарки 
в графстве Росс, но это ничем не доказано. Скорее следует полагать, что церковь 
была построена на юге страны пиктов.
      Недавно было высказано предположение, что Нехтон в ходе предпринятой им 
реорганизации церкви учредил местное епископство в Абернети (графство Энгус). 
Автор XV века Боуэр в своем «Скотихрониконе» делает интересное замечание: по 
его словам, Абернети был резиденцией епископов и королей пиктов, и именно здесь 
было три избрания епископов в тот период, когда во всей стране пиктов был 
только один епископ. Эти поздние и ничем не подтвержденные данные, конечно, 
вызывают сомнение, однако Боуэр утверждает, что у него был доступ к хронике 
церкви в Абернети, и вполне возможно, что там содержался какойто подлинный 
материал.
      Есть свидетельство о том, что «episcopus Scotiae Pictus» посещал собор в 
Риме в 721 году. Обычно считается, что речь идет об ирландском епископе 
пиктского происхождения, но это с таким же успехом мог быть и пиктский епископ 
ирландского происхождения44. Присутствие какогото представителя пиктской 
церкви в Риме в этот период кажется вполне уместным.
      Таким образом, у нас есть отдельные данные, которые позволяют считать, 
что пиктская церковь при Нехтоне, как этого следовало ожидать, теряла свой в 
основном монастырский характер и двигалась к римской церковной системе, в 
которой центром служил епископский престол.
      Самое лучшее свидетельство успехов христианства в VIII веке — это 
огромное количество камней с барельефами, которые обнаруживаются по всем 
областям расселения пиктов. На одной их стороне изображены богато 
орнаментированные кресты. Мы можем полагать, что эти памятники были заказаны 
христианскими патронами. Стиль украшений и иконография, которые фигурируют на 
большей части этих камней, говорят о живости и восприимчивости пиктской 
церковной жизни. Мнения относительно точной даты появления этих плит с крестами 
разнятся, одн
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-