Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Англии :: Изабель Хендерсон - Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-
 
 циклом из 84 лет, однако позднее, после многих поправок, был 
принят цикл из 19 лет, который давал более точные результаты. Кельтская церковь,
 находившаяся на окраине цивилизованного мира, не приняла нового метода и 
продолжала пользоваться старым 84летним циклом.
      В Нортумбрии изза этого несоответствия создалась неловкая ситуация: 
король Озвиу, духовным отцом которого был епископ Линдисфарна, праздновал Пасху,
 в то время как его супруга, королева Эанфлед, и ее священник родом из Кента 
еще соблюдали Великий пост.
      Для того чтобы добиться определенного решения по этому вопросу, Озвиу в 
663 году созвал церковный собор в Уитби, на котором председательствовал сам. 
Беда донес до нас речи участников собора. Очевидно, что кельтскому епископу 
Колману, который упорно стоял на том, что «Пасху, которую я соблюдаю, получил я 
от наших старцев, которые послали меня сюда епископом», было трудно тягаться с 
Уилфредом — блестящим оратором, который представлял римскую партию. 
Представители престола святого Петра без труда одолели «этого вашего Колумбу».
      В те тридцать лет, когда «скотты были епископами среди англов», как 
говорит об этом Беда, входят и те восемь лет, когда по крайней мере часть южной 
области пиктов была оккупирована Нортумбрией. Когда в церкви Нортумбрии 
главенствовал Колман, церковь Колумбы в оккупированных областях, очевидно, не 
претерпела никакого ущерба. Однако решение синода в Уитби должно было повлиять 
и на пиктские церкви. Беда, рассказывая об эпохе после 669 года, говорит, что 
Уилфред стал «епископом Йорка и всей Нортумбрии, а также и пиктов». Имея 
Уилфреда в качестве епископа, пикты вряд ли могли попрежнему соблюдать Пасху 
по кельтскому обычаю. Через три года после смещения Уилфреда в 678 году в 
Аберкорне, на южном берегу ФертофФорта было создано пиктское епископство. 
Первым епископом стал Трумвине.
      Ни в одном из наших источников нет никаких упоминаний о реакции местных 
священнослужителей на нортумбрийскую реформу. Мы можем предполагать, что 
большинство пиктских клириков приняли навязанные сверху перемены с 
недовольством и горечью. Однако многие пикты могли и приветствовать 
нововведения — или по личному убеждению, или считая, что, покорившись римским 
обычаям, пиктская церковь сможет скинуть с себя бремя ирландского господства и 
наконец стать на ноги.
      Однако после громкой победы Бриде, сына Били, в битве при Нехтансмере в 
685 году им пришлось, по меньшей мере на время, расстаться с такими мыслями. 
Нортумбрийцы в стране пиктов, если верить Беде, были убиты, заключены в тюрьму 
или обращены в рабство. Трумвине и его монахи бежали из Аберкорна на юг, ища 
убежища в других монастырях. Видимо, в церкви, как и в других областях жизни, 
происходило мощное «кельтское возрождение», и мы можем считать, что Пасху 686 
года пикты праздновали по старому 84летнему циклу.
      Однако римская партия вскоре одержала еще одну победу. В 686 году Адамнан,
 тогда девятый аббат Ионы, отправился в Нортумбрию с дипломатическим 
поручением42. Два года спустя он снова побывал там и во время своего второго 
визита под влиянием Кеолфрида, аббата монастыря Беды — Монквермута и Ярроу, — 
принял римскую дату Пасхи. Однако, вернувшись на Иону, Адамнан не смог убедить 
свою братию принять эту реформу. В Ирландии он преуспел больше, и к концу VII 
века большинство церквей северной Ирландии приняли римское вычисление даты 
Пасхи.
      Беда посвятил большую главу в своей «Церковной истории» римской реформе 
церкви пиктов, которая прошла около 710 года. Эта перемена, если верить Беде, 
была целиком делом рук короля пиктов — Нехтона, сына Дериле. Самая 
замечательная черта во всей этой истории та, что роль Колумбы и Ионы в 
церковной истории пиктов была совершенно проигнорирована и пиктами, и 
англосаксами, как будто церковь Колумбы, которой руководил монастырь на Ионе, 
вообще не существовала! Сам Нехтон в своем послании к Кеолфриду ни словом не 
упоминает ни одного выдающегося клирика — местного или иностранного, — который 
повлиял бы на его решение по этому вопросу. Нехтон и его народ «ошибались», и 
он, Нехтон, решил отказаться от этой «ошибки». При этом он требует 
неопровержимых аргументов, которые помогли бы ему «опровергнуть тех, кто 
считает, что Пасху следует праздновать в недолжное время», и именно поэтому, 
несмотря на то что он уже «располагает об этом достаточными сведениями», он и 
послал к Кеолфриду гонцов за помощью. Он также просит послать на север 
архитекторов, которые помогли бы ему построить церковь на римский манер, то 
есть каменную, и он посвятит эту церковь святому Петру. О Колумбе он и не 
вспоминает.
      Кеолфрид послал архитекторов, а с ними — длинное письмо, начинавшееся 
довольно торжественно: «Превосходнейшему и славнейшему господину королю Нейтану 
Кеолфрид аббат шлет привет в Господе». Беда приводит полный текст письма, 
который он сам сочинил для Кеолфрида. После подробнейшего рассмотрения 
аргументов в пользу римской традиции Кеолфрид говорит, что он не станет 
посылать ему таблицу с 19летним циклом, ибо у Нехтона «уже достаточно 
католических таблиц, касающихся Пасхи». Факт принятия новой даты Адамнаном, 
«аббатом и досточтимым священником Колумбы»43 в письме упомянут, однако нигде 
не говорится, что точка зрения аббата Ионы имеет для пиктов какоето особое 
значение. Письмо кончается наставлением Нехтону: он должен «заставить народ 
всесторонне соблюдать все то, что относится к единству соборной и апостольской 
церкви».
      Согласно Беде, письмо прочли в присутствии короля и самых ученых его 
людей — после того как оно было переведено на пиктский. Своей «королевской 
властью» Нехтон 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-